ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Кудрявцева Инна Александровна учитель начальных классов Областное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат № 2 им. Г. А. Карманова" г. Курска
Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО,» - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.
Школа должна ориентировать детей на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
1.Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
2.Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
3. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
4.Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.
5.Воспитание уважения к защитникам Отечества.
6.Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;
7. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
Привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.
Я каждый год со своими детьми провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России.
Для работы с детьми в школе использую различные формы работы:
классные часы; встречи с ветеранами войны и труда; викторины; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии; трудовые дела; уроки мужества, гражданственности.
Работа в классе по патриотическому воспитанию ведётся по направлениям:
• Историко-краеведческое.
Неоценимое значение в воспитании патриотических чувств имеют посещение Мемориального комплекса «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.», Мемориального комплекса «Курская дуга». После таких экскурсий дети не остаются равнодушными. Десятки вопросов – самых неожиданных и разнообразных, рождаются в умах и душах детей.
Ко Дню Победы дети готовились к конкурсу чтецов, учили стихи на тему «По дорогам войны», делали открытки и рисунки на военную тему. В классе была выпущена газета «Помнит сердце, не забудет никогда».
проведена беседа «Это надо не мёртвым, это надо живым…»
Дети принимают участие в акциях «Окна Победы», возлагают к подножию памятника цветы.
В преддверии празднования Защитника Отечества ребята класса собирали информацию о своих родственниках: братьев,отцов, дедов. Каждый рассказал о прохождении их службы.
Проведена беседа «Международный день родного языка».
В рамках празднования Дня космонавтики прошёл единый классный час «День космонавтики».
• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Мой опыт работы показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.
Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.