Конференции
Март 2023

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ОБЩЕСТВЕ СЛЫШАЩИХ СВЕРСТНИКОВ

Ванторина Татьяна Александровна
воспитатель
МБДОУ "Образовательный комплекс - детский сад № 201", г. Ижевск

Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок учится жить, общаться и взаимодействовать рядом с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения.

Социализация:

*процесс, который длится всю жизнь;

*зависит от окружения человека;

*невозможна без общения.

Когда в семье появляется глухой ребенок, родители выбирают путь развития для своего ребенка. Одни родители выбирают для своего ребенка общество глухих людей, условия воспитания и развития в школе – интернате для глухих детей, общение с помощью дактиля и жестовой речи. Другие выбирают вариант развития ребенка в обществе слышащих, хотят, чтобы он общался с окружающими с помощью речи.

В нашем детском саду воспитываются слышащие дети с нарушениями речи и дети с нарушением слуха – слабослышащие дети, протезированные слуховыми аппаратами и дети, которым была проведена операция по кохлеарной имплантации. И одной из главных задач в работе с такими детьми является - помощь ребенку с нарушением слуха научиться жить в обществе слышащих.

Что же нужно для того чтобы социализация таких детей была успешной?

Во-первых, для этого нам самим взрослым нужно принять такого ребенка и понять, что дети с нарушением слуха – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться, лепить и рисовать. Только им нужно помочь и научить делать это вместе с другими детьми группы.

Во-вторых, и это очень важно родители должны стать активными помощниками и ребенку, и нам педагогам.

И третье, в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.

Как и слышащие дети, дети с нарушенным слухом, включенные в среду слышащих детей проживают 3 периода социализации, развития общения и совместной деятельности.

Первый этап – это непосредственное включение ребёнка с нарушенным слухом в среду слышащих детей и взрослых. На этом этапе ребенок учится понимать речь окружающих, учиться жить среди детей, осваивая элементарные нормы и правила. Если такой ребенок приходит в группу детей младшего возраста, то он практически не отличается от слышащих детей. Потому что у всех детей на этом этапе равные возможности, примерно одинаковый уровень речевого развития (дети или не говорят, или говорят плохо). Взрослый на этом этапе выступает как образец для подражания, как партнер по играм, разным видам детской деятельности. Для этого мы используем устную речь, активно подкрепляя ее жестами, мимикой: педагог обучает детей культурно-гигиеническим навыкам (показывает, как мыть руки), и ребенок с нарушенным слухом осваивает их наравне со всеми. Все делают артикуляционную, пальчиковую гимнастику, и ребенок с нарушенным слухом делает ее так же вместе со всеми.

На втором этапе социализации у ребенка возрастает потребность во взаимодействии со сверстником, и общение с другим ребенком становится более предпочтительным, чем со взрослым. Часто ребенок с нарушенным слухом затрудняется в установлении контактов со сверстниками, не может привлечь их к совместным действиям в какой-либо деятельности, так как речь не развита на достаточном уровне. Ребенок сам начинает понимать, что он не такой как все. И поэтому одни дети могут замкнуться в себе, другие – стать агрессивными по отношению к окружающим.

И задача взрослых на этом этапе, с помощью специальных приемов поднять самооценку такого ребенка, показать другим детям, что ребенок с нарушенным слухом такой же, как и все, может делать все то же самое, что и они.

Ко всем детям в группе предъявляются одинаковые требования. Если ребенок с нарушением слуха успешно что-то сделал – его хвалим, если провинился – осуждаем поступок, т.е. поступаем так же, как со всеми другими детьми, не проявляя излишней опеки и жалости по отношению к ребенку, так как «он не такой, как все».

Дети с нарушенным слухом включаются нами во все виды детской деятельности, режимные моменты и мероприятия наравне со всеми и вместе со всеми, но с учетом их возможностей. Например, во время праздников все дети рассказывают стихотворения. Для того, чтобы ребенок с нарушенным слухом был успешен при выступлении, используем такие приемы:

- совместное рассказывание стихотворения;

- взрослый рассказывает стихотворение – ребенок договаривает каждую строчку;

- рассказывание стихотворения по ролям- хорошо говорящий ребенок прочитывает строчки с большим текстом, ребенок, с нарушенным слухом произносит отдельные слова, короткие фразы;

- сами придумываем для таких детей небольшие стихотворения по речевым возможностям ребенка;

- ребенок не рассказывает стихотворение, а загадывает загадку, играя на музыкальном инструменте (на Новогоднем празднике – исполняет песню «Маленькая ёлочка» на металлофоне).

В работе над проектами подбираем и предлагаем на выбор разные виды деятельности по силам, возможностям ребенка с нарушенным слухом: изготовить поделку, тематический альбом, провести дома опыт и представить его результат (фотоотчет), найти информацию по теме и рассказать всем.

На групповых занятиях присутствуют все дети. Ребенку с нарушенным слухом важно работать в группе сверстников, чтобы осваивать общий темп деятельности. Педагог при этом помогает детям сотрудничать, вместе выполнять задания, контролирует понимание заданий, инструкций и при необходимости оказывает помощь. Чтобы ребенок с нарушенным слухом был успешен, уверен, активен в организованных видах деятельности, сверстники видели, что этот ребенок умеет и знает то же самое, что и они, нередко используем прием предварительной отработки материала. В этом оказывают активную помощь родители такого ребенка. Например, если на завтра запланировано чтение нового произведения, то накануне мама или папа прочитывают это произведение дома, объясняют незнакомые, непонятные ребенку слова, смысл произведения, задают вопросы по тексту. Так же поступаем и при составлении рассказов по картинкам, заучивании стихотворения. Предлагаем посмотреть видео по новой лексической теме (будем говорить про зимние виды спорта, дома заранее можно посмотреть соответствующее видео, проговорить их названия, действия спортсменов и т.д.).

Так же используем прием закрепления пройденного материала в индивидуальной работе в саду и дома родителями (например, выполнение упражнений, игр по математическому развитию, заучивание, повторение текстов новых песен).

Родители понимают, что ребенок будет интересен другим детям, если будет успешен в чем-то, и помогают своему ребенку показать себя с лучшей стороны. Например, если ребенок с нарушенным слухом успешен в продуктивных видах деятельности:

* мы устраиваем в группе мини - выставки с работами, выполненными ребенком дома с родителями;

* в старшей и подготовительной группе для детей организуем мастер-классы, которые проводит слабослышащий ребенок (иногда вместе с родителями).

Следующий, третий этап социализации - можно обозначить как общение, сотрудничество с детьми и взрослыми не только в группе, в детском саду, но и за пределами детского сада, своей семьи. Это и посещение спортивных секций, студий, кружков, а в подготовительной группе и школы будущего первоклассника в общеобразовательной школе.

Со слов родителей, отзывам преподавателей, учителей, дети успешно общаются, взаимодействуют и со взрослыми, и с детьми, «заводят» новых друзей.

Таким образом, пройдя все этапы, которые взаимосвязаны, ребенок, с нарушенным слухом успешно проходит раннюю социализацию в среде слышащих детей: умеет выслушать другого человека; спокойно отстаивает своё мнение; соотносит свои желания, с интересами других людей; принимает участие в коллективных делах (умеет договариваться, уступать т.д.); уважительно относится к окружающим людям; принимает и оказывает помощь.