Публикации
2024-12-11 12:14

Консультация для воспитателей «Использование развивающих игр В. Воскобовича как средство развития речи»

Бондарь Татьяна Витальевна, воспитатель

высшей квалификационной категории

муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 18

общеразвивающего вида»

г.Мончегорска

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. ВОСКОБОВИЧА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

Авторская методика Вячеслава Вадимовича Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Первые игры появились еще в начале 90-х годов. Сейчас разработано более 40 игровых пособий. Достоинство данных развивающих игр - широкий возрастной диапазон участников игр и их многофункциональность.

В настоящее время остро стоит проблема увеличения числа детей с нарушениями речи. В современных условиях развития образования в соответствии с введением ФОП ДО в педагогической деятельности целесообразно использовать нетрадиционные развивающие технологии. Важное место среди них отводится игровой технологии В.В. Воскобовича, использование которой способствует поддержанию интереса дошкольников в образовательной деятельности. Ведь так важно их заинтересовать и добиться устойчивого внимания на протяжении всей образовательной деятельности.

Развивающие игры Воскобовича основаны на трех принципах:

- Познание;

- Интерес;

- Творчество.

Особенности технологии:

- Широкий возрастной диапазон участников игр.

- Многофункциональность развивающих игр.

- Вариативность.

- Сказочность.

- Взаимосвязь развивающих пособий.

- Поэтапность.

- Широта использования.

- Творческий потенциал каждой игры.

- Комфортность.

- Технология с «открытым кодом».

Методика работы с развивающими играми В. Воскобовича разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений развивающего процесса. В процессе игровой деятельности детям дается возможность выполнять физические упражнения, они могут представлять себя тем или иным персонажем и от его лица показывать или рассказывать, как можно действовать в той или иной ситуации, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманные предметы.

Образовательное содержание с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича основывается по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали. Представления и умения, которые осваивают дошкольники, опираются уже на приобретённые знания. Содержание выстраивается на достаточно высоком уровне трудности, это позволяет эффективно развивать речевые способности детей дошкольного возраста.

В нашем образовательном учреждении создана игровая комната с развивающей средой «Фиолетовый лес», где совместно с любопытным Малышом Гео, либо другим персонажем, дети могут отправится в путешествие по этой чудесной стране.

Рассмотрим игровые пособия, которые используются в работе в разных возрастных группах, а также какие речевые задачи решаются при взаимодействии ребенка с той или иной игрой.

Для детей 2-3 лет игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений. В этом возрасте используем такие развивающие игры как:

1.«Игровой квадрат» (2-х цветный), эта игра позволяет обогащать словарь детей существительными, упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, например, «Конфета», «Большой и маленький квадрат», «Конверт» и др.;

2.«Пирамидка Черепашка», эта игра позволяет развивать у детей понимание речи, а также активизирует словарь, например, «Собери пирамидку», «Найди самую большую/маленькую», «Назови цвет»;

3.«Лепестки Ларчик» (эталоны цвета), «Кораблик Плюх-плюх», «Фиолетовый лес», эти игры позволяют формировать у детей умение составлять фразы из 3-4 слов, умение воспринимать небольшие сказки, а также упражнять в звукоподражании.

Для детей 3-4 лет используем такие развивающие игры как:

1.«Игровой квадрат» (2-х цветный и 4-х цветный), эта игра позволяет активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения, понимать обобщающие слова, например, «Мышка», «Звездочка», «Лодочка», «Рыбка» и др.

2.«Геоконт», эта игра позволяет продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании предметов, элементарных схем; свободно вступать в общение со взрослыми и детьми, пользоваться простыми формулами речевого этикета, например, «Чудо-квадрат», «Флажок», «Кораблик» и др.

3.«Кораблик Плюх-плюх», эта игра позволяет развивать у детей умения отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3-х простых фраз;

4.«Фиолетовый лес», эта игра позволяет способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции текста (поступки персонажей Фиолетового леса, последовательность событий в сказках);

5.«Игровизор», эта игра позволяет формировать умение вслушиваться в звучание слова при выполнении задания, например, «Знакомимся с цифрами», «Какой формы?», «Где нарисовать?» и др.

6.«Складушки», эта игра позволяет формировать навык совместного слушания выразительного чтения, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы;

7.«Чудо-крестики», «Фонарики», «Логоформочки», эти игры позволяют поддерживать общение детей друг с другом и с педагогом в процессе совместного выполнения упражнений, используя разнообразные схемы животных, предметов быта и др.;

8.«Волшебная восьмерка», эта игра позволяет развивать память, запоминать и проговаривать цифры, развивать речевые навыки;

9.«Шнур-малыш», эта игра позволяет обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, частях предметов, качеств предметов (величина, цвет, форма), некоторых сходных по назначению предметов (стул – табурет), объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях, формирует у детей умение понимать обобщающие слова (мебель, одежда), например, «Цифры», «Линии», «Геометрические фигуры» и др.

Для детей 4-5 лет используем такие развивающие игры как:

1.«Игровой квадрат» (4-х цветный), эта игра позволяет закреплять в речи детей умения использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов, (используем картотеку заданий от простого к более сложному);

2.«Геоконт», «Прозрачный квадрат» (Нетающие льдинки Озера Айс), эта игра позволяет продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, (используем картотеку схем от простого к сложному, а также задания по содержанию образовательной деятельности);

3.«Кораблик Плюх-плюх», эта игра помогает детям осваивать умения вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, например, «Вправо, влево», «Повтори по цвету» и др.;

4.«Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик» эти игры позволяют учить различать на слух и называть слова с определенным звуком, совершенствовать интонационную выразительность речи,

5.«Игровизор», эта игра позволяет совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, например, «Повторяй за мной», «Слева, справа», «Нарисуй фигуру»;

6.«Складушки», эта игра позволяет формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно;

7.«Чудо-крестики», «Фонарики», «Логоформочки», «Математические корзинки», эти игры позволяют закреплять у детей умение поддерживать беседу: задавать вопросы по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, правильно по форме и содержанию отвечать на них (используем схемы цифр, предметов и др.);

8.«Шнур-затейник», эта игра позволяет использовать элементарные формы объяснительной речи (используем схемы линий, цифр, различных предметов);

9.«Змейка» (игра-головоломка), эта игра позволяет развивать речевые навыки путем сравнения и анализа, например, «На что похоже», «Повтори»;

10.«Умные стрелочки» (Ларчик), эта игра позволяет закреплять в речи детей умение использовать в речи предлоги, например, «Ориентировка», «Повтори по схеме», «Чего не хватает?» и др;

11. «Волшебная восьмёрка» (Ларчик), эта игра позволяет развивать у детей связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, например, «Выложи цифру», «Выполняй задания» и др.

Для детей 5-7 лет используем такие развивающие игры как:

1.«Игровой квадрат» (4-х цветный), эта игра позволяет расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков, (используем картотеку заданий);

2.«Геоконт», эта игра позволяет называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком (используем картотеку схем, а также задания по содержанию образовательной деятельности);

3.«Кораблик Плюх-плюх», эта игра позволяет формировать у детей умения подбирать точные слова для выражения мысли, например, «Чем помочь лягушатам?», «Как капитан Гусь спасал корабль?» и др.;

4.«Фиолетовый лес», эта игра позволяет закреплять умение согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степени имен прилагательных;

5.«Игровизор», эта игра позволяет знакомить детей с буквами; выкладывать слова из букв (используем графический диктант, выполнение на слуховое восприятие, схемы букв, цифр, различных предметов);

6.«Прозрачный квадрат» (Нетающие льдинки Озера Айс), эта игра позволяет расширять запас слов, обозначающих название предметов (используем картотеку схем и заданий);

7.«Складушки», эта игра позволяет отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;

8.«Чудо-крестики», «Фонарики», «Логоформочки», «Математические корзинки 10», эти игры позволяют совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения. (используем схемы, образцы, словесные указания);

9.«Шнур-затейник», эта игра позволяет продолжать развивать коммуникативно-речевые умения у детей (используем схемы линий, цифр, букв, различных предметов);

10.«Умные стрелочки» (Ларчик), эта игра позволяет закреплять умение составлять рассказы и небольшие сказки, например, «Сочини сказку», Ориентировка», «Повтори по схеме», «Придумай сам» и др;

11. «Волшебная восьмёрка» (Ларчик), эта игра позволяет совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, например, «Выложи цифру и назови», «Выложи букву и назови» и др.;

12.«Коврограф Ларчик» (разноцветные гнрмы, разноцветные веревочки и др.), лепбук «Фиолетовый лес» (дидактические игры), эта игра позволяет упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности;

13. «Счетовозик» (серия цифроцирк), эта игра позволяет придумывать самостоятельно сюжет сказки, придумывать задачи и находить решение;

14. Игры серии «Эрудиты» («Яблонька», «Парусник», «Ромашка»), эта игра позволяет не только осваивать звуки и буквы, но придумывать элементарные слова, с помощью шнурка собирать слово, произносить по буквам;

15.«Теремки», «Конструктор букв», эти игры позволяют не только понять взаимосвязь букв и звуков, формируя правильный графический образ буквы, но умение собирать слоги, что формирует умение слогового чтения, в дальнейшем умения слоги преобразовывать в слова, что является уникальной моделью для подготовки ребенка к раннему чтению.

Постоянное усложнение позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка – реализуется зона ближайшего развития. Комбинация игр предопределяет интенсивное развитие у детей речи, памяти, внимания, воображения и логического мышления. Интересны игры для использования их в викторинах, интеллектуальных соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха.

Таким образом, используя развивающие игры В.В. Воскобовича, можно добиться положительного результата в развитии связной речи детей, словесного творчества, и, в дальнейшем обучении чтения.