Конференции
Декабрь 2022

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РППС ГРУППЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Билина Елена Александровна
заместитель заведующего по ВМР
Волыхина Марина Вениаминовна
воспитатель
МБДОУ № 62 "Родничок" г. Северодвинск

Для педагогов дошкольного образования воспитание у детей любви к своей Родине, стране, гордости за ее достижения всегда является актуальной задачей. В период дошкольного детства у детей начинают формироваться духовно – нравственные ценности, развиваться мыслительные процессы, эмоциональная сфера, поэтому педагогам необходимо использовать это время для патриотического воспитания. В дошкольном возрасте у воспитанников закладываются только основы патриотизма.

В словаре Ожегова С.И. понятие «патриотизм» трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Как отмечают исследователи Козлова С.А., Куликова Т.А., чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств.

В настоящее время со стороны государства и общества уделяется большое внимание организации воспитательной работы в образовательных организациях и, в том числе, патриотическому воспитанию. Об этом свидетельствует ряд принятых нормативно – правовых документов.

В Указе Президента РФ В.В. Путина № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из целей является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Эта цель была подтверждена и в Указе Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», в которой одним из целевых показателей указано создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

В июле 2020 года был издан Федеральный закон № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. В соответствии с этим законом произошло уточнение понятия «воспитание», оно стало более широким. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» потребовало за собой от образовательных организаций, в том числе и от дошкольных, разработку Рабочей программы воспитания, которая стала частью основной образовательной программы дошкольного образования.

В Примерной рабочей программе для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, обозначены несколько направлений воспитательной работы, одним из которых является патриотическое воспитание.

В каждом направлении воспитательной работы формируются определенные базовые ценности, которые включены в Портрет ребенка дошкольного возраста. Патриотическое направление воспитания предполагает формирование у дошкольников таких ценностей как Родина, природа.

Для формирования у дошкольников базовых ценностей, обозначенных в Рабочей программе воспитания, педагогам необходимо решить задачи патриотического воспитания. Задачи патриотического воспитания, обозначенные в ООП ДО и Рабочей программе воспитания, перекликаются между собой и сформулированы следующим образом:

- формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

- воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

- воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

Для реализации целей и задач патриотического воспитания мы создали соответствующую предметно – пространственную среду группы, в которой нашили отражение такие направления нашей педагогической работы с детьми как

- ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;

- организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;

- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

Создавая развивающую предметно – пространственную среду нашей группы, мы постарались, чтобы все развивающие центры были многофункциональными, чтобы содержание центров было вариативным, развивающим и доступным детям. Традиционно в нашей группе оборудованы развивающие центры, которые могут использоваться для решения задач патриотического воспитания: Центр патриотического воспитания, Литературный центр, Центр науки и естествознания, Центр изобразительного искусства, Центр двигательной активности. Содержание развивающих центров соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, основной образовательной программе дошкольного образования и Рабочей программе воспитания.

В развивающих центрах группы представлены наглядно- информационный материал, демонстрационный материал, игровое оборудование, которые помогают педагогу заинтересовать детей темами «Наша Родина -Россия», «Наш город», «Мы на Севере живем», «Декоративно – прикладное творчество Севера», «Великий земляк - Ломоносов».

В центре патриотического воспитания представлены символы государства, портрет Президента России, портрет М.В.Ломоносова, материалы, рассказывающие о государственных и народных праздниках России.

Центр патриотического воспитания предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Также в центре расположены материалы (фотоальбомы «Город Северодвинск», «Край наш северный», семейные фотоальбомы, совместные поделки с родителями, семейные тематические проекты), которые отражают ценность малой родины, семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.

В центре науки и естествознания размещены карты Архангельской области, иллюстрации с видами родной природы, природные материалы, которые собрали дети во время совместных прогулок с родителями, материалы для экспериментирования. Организация деятельности в этом центре помогает педагогу воспитывать интерес, любовь к родной природе, формирует научную картину мира о родном крае.

Литературный центр (книжный уголок) открывает детям мир книжной культуры, развивает интерес творчеству писателей родного края (С.Г.Писахова, Б. Шергина), воспитывает любовь к родному краю, к родной природе через знакомство с произведениями детских поэтов и писателей.

В центре изобразительного искусства представлены рисунки детей по темам «Наша природа», «Сказки С.Г.Писахова», образцы декоративного – прикладного творчества, в том числе образцы росписей народов Севера (пермогорская, мезенская).

В центре музыки и театра расположены народные инструменты: ложки, берестяные шаркунки, трещотки, элементы народных костюмов (сарафаны, рубахи, пояса, ленты), различные виды театра. Дети с удовольствием организуют шумовой оркестр, используют элементы костюмов для народных или хороводных игр. Драматизируют русские народные сказки.

Центр двигательной культуры обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта. В нем расположено оборудование, которое знакомит детей с народными подвижными играми.

В работе с детьми мы стараемся активно использовать атрибуты и игровое оборудование, расположенные в центрах активности, в качестве средств патриотического воспитания.

Флажки из центра патриотического воспитания мы используем для проведения дидактических игр «Путешествие по городам России» (Цель – помочь детям запомнить названия городов России), «Улицы города» (Цель – углублять знания детей об улицах города).

Иллюстрации с изображением северных ягод, животных Севера, расположенных в центре науки и естествознания, используем для расширения представлений детей о природе родного края. Организуем игры «Раз, два, три – назови…».

Атрибуты из физкультурного уголка используем для проведения народных игр «Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты…» «Как у бабушки Маланьи» (Цель - приобщать детей к народным играм), «Белый медведь и тюлени» (Цель – расширять знания детей о повадках животных Севера).

В заключение хотим отметить, что созданная нами РППС группы способствовала достижению следующих результатов:

- у детей сформированы знания о символах России; о родном городе и его достопримечательностях;

- дети знают и называют росписи народов Севера (каргопольская, пермогороская, мезенская);

- дети знают и правильно используют отдельные народные музыкальные инструменты (ложки, шаркунки, трещотки);

- в игровой деятельности используют элементы народных костюмов;

- дети самостоятельно могут организовать народные игры (подвижные, хороводные).