Конференции
Февраль 2023

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Субботина Светлана Геннадьевна
педагог-организатор
МАУ ДО ЦРТДиЮ МО Кандалакшский район

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport — «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе [Материал из Википедии — свободной энциклопедии].

Спортивные мероприятия – спортивные соревнования, а также тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов [Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 03.12.2012) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"]

Организация и проведение любого спортивного мероприятия требует предварительной подготовки.

На подготовительном этапе решаются следующие задачи:

- определение формата мероприятия и тематики, места проведения, даты и времени;

- постановка целей и задач мероприятия;

- определение команды для организации и проведения мероприятия и распределение ролей (большое спортивно-оздоровительное мероприятия муниципального уровня невозможно провести в одиночку, в подготовке и проведении мероприятия принимают участие педагоги и сотрудники МАУ ДО ЦРТДиЮ, волонтеры);

- определение участников (ведущих, помощников, жюри и т.д.);

- составление сметы мероприятия;

- приобретение грамот и призов;

- согласование с администрацией мо Зеленоборский;

- детальное планирование мероприятия;

- поэтапная реализация планов (до начала мероприятия) и их корректировка;

- разработка сценария, продумывание спортивных эстафет, их названий и содержания в соответствии с тематикой мероприятия (спортивная направленность предполагает также создание в процессе игр условий, которые требуют от участников проявления физических и волевых качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, инициативы, смелости и решительности, имеющих значение для укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни);

- определение критериев оценки выполнения заданий, системы подведения итогов;

- подбор музыкального сопровождения;

- подготовка и репетиции номера для открытия мероприятия;

- приглашение членов жюри;

- подготовка и распространение информации – реклама мероприятия (афишы на улицах и учреждениях поселка, соц.сети, сайты образовательных организаций);

- подготовка необходимого оборудования и спортивного инвентаря;

- оформление места проведения мероприятия.

Структура основного этапа – непосредственное проведение мероприятия:

- регистрация участников, комплектование команд, выбор капитанов, названия команд;

- построение участников;

- открытие мероприятия;

- приветствие участников;

- представление помощников команд и жюри;

- объяснение правил соревнований и системы оценки;

- спортивные состязания (эстафеты);

- подведение итогов, награждение.

Открывает мероприятие спортивно-танцевальная композиция в исполнении детского объединения физкультурно-спортивной направленности «Аэробика» МАУ ДО ЦРТДиЮ или зарядка, разминка.

Спортивное мероприятие начинается с представления команд, помощников и жюри.

В первой же части мероприятия участникам должна быть объяснена система подсчёта очков и выявления победителей, а также правила состязаний и каким способом будет штрафоваться команда за каждую ошибку. При объяснении каждого задания оговаривается, как определяется результат.

Желательно подготовить стенд, где будут записываться все результаты. Основная часть мероприятия включает в себя чередование состязаний между командами. Эстафеты проводятся под музыкальное сопровождение, что способствует повышению эмоционального фона.

Чтобы участники соревновались сознательно и активно, необходимо создать у них правильное представление о выполняемом задании. Все задания должны объясняться чётко и доступно, чтобы в сознании участников возникли нужные образы. Объяснение следует сочетать с показом задания.

Все эстафеты, конкурсы должны соответствовать возрасту и уровню физической подготовленности учащихся. Задания должны быть такой трудности, чтобы и дети, и взрослые, приложив достаточно усилий, могли преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Задания, при выполнении которых участники не сталкиваются с преодолением трудностей, не прилагают усилия, не заинтересовывают детей, и не имеют педагогической ценности, т.к. не развивают волевые качества и способности учащихся.

У ведущего праздника есть помощники, которые помогают расставлять и убирать инвентарь, показывать задания и эстафеты, обеспечивают музыкальное сопровождение. Объясняя и показывая каждое задание, ведущий сразу оговаривает правила выполнения и указывает за какие нарушения, будет штрафоваться команда.

На мероприятии работает жюри, которое подводит итоги каждого задания, конкурса. Подводить итоги необходимо и по ходу праздника и в конце. После каждой эстафеты, конкурса ведущий может сам подвести итог и оценить в целом выступление команд. Предоставлять слово жюри разумнее после 2-3 эстафет, чтобы не превращать состязания в сплошные выступления взрослых.

Подводя итоги праздника обязательно надо наградить все команды. Проигравшим надо вручить поощрительные грамотами, чтобы все ушли в приподнятом настроении. Награждение должно проходить торжественно и весело.

Во время проведения праздника ярко проявляются личности участников. Поэтому организатор должен следить за участниками и вовремя предотвращать недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечёткое соблюдение правил.

Главное надо помнить, если мероприятие пройдёт вяло, без проявления эмоций, с большими организационными паузами, если мы не сумеем стимулировать активность ребят или ошибёмся в определении победителей, их невозможно будет организовать на следующее соревнование.