Конференции
Январь 2023

ПРОЕКТ «МИНИ-МУЗЕЙ ХЛЕБА»

Медведева Ольга Ивановна
воспитатель
МАДОУ Детский сад № 1 "Журавушка", г. Чайковский

Актуальность:

Для обогащения знаний детей и родителей о многообразии хлебобулочных изделий, для знакомства с трудоемким процессом выращивания и изготовления хлеба, для воспитания бережного отношения к хлебу было принято решение создать в группе мини-музей хлеба при активном участии родителей.

Цель:

Создание условий для формирования на основе музея и его экспонатов культурного человека, имеющего устойчивый интерес и уважение к труду взрослых и к продуктам их производства.

Задачи:

· дать элементарные представления о процессе выращивания и изготовления хлеба;
· воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям, его производящим;
· закреплять знания детей о разнообразии музеев, их функциях;
· обучать способам практичного применения знаний о хлебе в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой, театрализованной и т.д.)

Стратегия:

Перспективный план работы с детьми (старшая группа).

Сентябрь:

1.Тема: Беседа «Такие разные музеи». Задачи: Закреплять знания детей о музее, его назначении, о разнообразии профилей, о правилах поведения в нем.

2.Тема:
Инсценировка сказки «Колобок». Задачи:
Дать представления о жизни крестьян, о хлебе как основном источнике питания, подвести детей к тому, что хлеб нужно беречь.

Октябрь:

3.Тема:
Занятие «Хлеб – соль кушай да добрых людей слушай». Задачи:
Знакомить детей с произведениями, посвященными хлебу: пословицы, поговорки, стихи.

4.Тема: «Что такое злаки?» Задачи:
Дать элементарные представления о злаковых культурах, о блюдах, которые из них можно приготовить.

Ноябрь:

5. Тема: Экскурсия в магазин «Хлебный отдел». Задачи: Обогащать знания детей о многообразии хлебобулочных изделий.

6. Тема: Занятие «Путешествие в прошлое». Задачи: Познакомить детей с основным занятием русских крестьян – земледелием, видами полевых работ, орудиями труда.

Декабрь:

7. Тема: Занятие «Плачет хлебушко, когда его ест лентяй». Задачи: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в настоящее время, с орудиями труда, машинами, профессиями.

8. Тема: Чтение сказки Э. Гонелиуса «Три ржаных колоса». Задачи: Закреплять представления детей о хлебе как основном продукте питания. Воспитывать желание откликаться на просьбы о помощи.

Январь:

9. Тема: Экскурсия в музей «Русская изба». Задачи: Обогащать знания детей о быте русского народа, о печке, которая служила не только источником тепла, но и источником приготовления пищи, выпечки хлеба.

10. Тема: рассматривание с детьми книги «Колосок». Задачи: Обогащать знания детей об орудиях труда, используемых при выращивании хлеба.

Февраль:

11. Тема: Экскурсия на кухню детского сада. Задачи: Обогащать представления детей об изготовлении хлебобулочных изделий. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

12. Тема: Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Задачи: Продолжать формировать у детей понятие о взаимопомощи. Продолжать знакомить с поговорками о хлебе.

Март:

13. Тема: Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости». Задачи: Формировать (в условиях реального чаепития) навыки правильного поведения за столом, обратить особое внимание на то, как нужно обращаться с хлебобулочными изделиями.

14. Тема: Чтение книги «Правила поведения для воспитанных детей» с последующей беседой. Задачи: Закреплять навыки правильного поведения за столом. Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу.

Апрель:

15. Тема: Опытническая деятельность «Свойства различных видов грунта». Задачи: Опытническим путем определить свойства земли, песка, опила, как предполагаемого грунта для растений.

16. Тема: Опытническая деятельность «Высадка зерен пшеницы». Задачи: Наблюдая за ростками, подтвердить верность утверждения, что «земля – лучший грунт для выращивания растений»

Май:

17. Тема: Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Задачи: Закрепить знания детей о последовательности действий при выращивании хлеба.

18. Тема: Занятие «Знакомство с трудом пахаря». Задачи: Закреплять знания детей о последовательности посадки пшеницы (вспахать, проборонить и т.д.). Вызвать интерес и уважительное отношение к людям, занимающимся этим трудом.

Перспективный план работы с детьми

(подготовительная к школе группа).

Сентябрь:

19. Тема: Занятие «Страда деревенская…». Задачи: Закреплять знания детей о таком орудии труда как серп. Показать трудоемкость процесса уборки хлеба.

20. Тема: Занятие «Страда деревенская». Задачи: Объяснить детям значение слова «озимая». Вызвать устойчивый интерес к долговременной опытнической деятельности.

Октябрь:

21. Тема: Занятие «Выпечка хлеба». Задачи: Знакомить с процессом выпекания хлеба в крестьянской семье, объяснить значение слов «квашня», «решето», «сито», «жито» и т.д.

22. Тема: Беседа «Хлеб – наше богатство». Задачи: Дать элементарные представления об изготовлении хлебобулочных изделий в настоящее время, обратить внимание на содержание труда людей, на механизацию труда.

Ноябрь:

23. Тема: Экскурсия в библиотеку. Выставка книг о хлебе. Задачи: Познакомить с произведениями, посвященными процессу выращивания и изготовления хлеба. Познакомить с авторами, пишущими о хлебе: М. Глинская, Т. Ятц и т.д.

24. Тема: Литературная викторина по произведениям о хлебе. Задачи: Закреплять знания детей о народных и авторских сказках, рассказах о хлебе.

Декабрь:

25.Тема: Занятие «Хлеб разных народов». Задачи: Знакомить детей с видами хлебобулочных изделий других народов: багет – Франция, лаваш – Армения и т.д.

26. Тема: КВН «Хлеб да каша – пища наша» (совместно с родителями). Задачи: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять кругозор.

Январь:

27. Тема: Занятие «Ржаной и пшеничный хлеб». Задачи: Учить различать ржаной и пшеничный хлеб по вкусу, запаху, на ощупь. Упражнять в словообразовании.

28. Тема: Конкурс чтецов «Хлеб всему голова». Задачи: Развивать умение выразительно читать наизусть стихи, уверенно выступать перед аудиторией.

Февраль:

29. Тема: Инсценировка сказки «Колосок». Задачи: Учить использовать полученные знания в специально организованной самостоятельной деятельности (театральной).

30. Тема: Лепка из соленого теста «Угощение для кукол». Задачи: Побуждать детей делать изделия из соленого теста по образцу хлебобулочных изделий.

Март:

31. Тема: Развлечение «Каравай, каравай…». Задачи: Знакомить детей с хороводными играми, посвященными хлебу. Создать хорошее настроение.

32. Тема: Беседа по картинам «На пашне» А.Н. Комаровой, «На пашне. Весна.» А.Г. Венецианова, «Жатва» З.Е. Серебряковой. Задачи: Учить видеть выразительные средства, которые использовал художник для передачи настроения в картинах. Учить высказывать свое отношение к содержанию картин.

Апрель:

33. Тема: Выставка рисунков «Такой разный хлеб». Задачи: Учить использовать полученные знания в специально организованной самостоятельной творческой деятельности.

34. Тема: Наблюдение за всходами озимой ржи. Задачи: Закреплять знания детей об озимой ржи. Объяснить значение слова «жито».

Май:

35. Тема: Занятие «Обобщение знаний детей о процессе выращивания и изготовления хлеба». Задачи: Учить детей обобщать и систематизировать полученную информацию. Учить работать со схемами. Развивать умение (опираясь на схемы) составлять связный рассказ.

36. Тема: Занятие «Прощание с музеем хлеба». Задачи: Подвести итоги: побудить детей вспомнить, что нового они узнали о хлебе.

Перспективный план работы с родителями (старшая группа).

Сентябрь:

1. Тема: Консультация «Программное содержание обучения и воспитания детей старшей группы». Задачи: Познакомить родителей с показателями развития детей по разделу «познавательное развитие» (воспитание бережного отношения к окружающему миру); «культура быта» (навыки поведения за столом).

Октябрь:

2. Тема: Опрос родителей «Воспитание бережного отношения к хлебу в семье». Задачи: Выявить отношение родителей к беседе как методу воспитания детей. Показать роль личного примера в воспитании детей.

Ноябрь:

3. Тема: Оформление альбома «Хлебобулочные изделия». Задачи: Привлечь родителей к процессу обогащения знаний детей о многообразии хлебобулочных изделий.

Декабрь:

4. Тема: Изготовление дидактической игры «Что сначала, что потом». Задачи: Привлечь родителей к процессу ознакомления детей с последовательностью действий при выращивании хлеба.

Январь:

5. Тема: Представление художественной литературы о хлебе. Задачи: Привлечь родителей к оформлению в группе мини-библиотеки о хлебе.

Февраль:

6. Тема: Консультация «Мамины помощники». Задачи: Показать воспитательную ценность совместного семейного труда, в том числе ценность совместного приготовления пищи, выпечки.

Март:

7. Тема: Представление различных хлебобулочных изделий для оформления выставки «Золотые руки». Задачи: Привлечь родителей к процессу обогащения знаний детей о многообразии хлебобулочных изделий, воспитанию уважительного отношения к труду людей, выращивающих хлеб.

Апрель:

8. Тема: Оформление альбома «Профессии людей», выращивающих и изготавливающих хлеб. Задачи: Привлечь родителей к процессу ознакомления детей с трудом взрослых, воспитанию уважительного отношения к ним.

Май:

9. Тема: Родительское собрание «Подведем итоги». Задачи: Показать эффективность совместной работы ДОУ и семьи по оформлению у детей бережного отношения к хлебу, вызвать желание и в дальнейшем принимать активное участие в воспитании своих детей.

Перспективный план работы с родителями

(подготовительная к школе группа).

Сентябрь:

10. Тема: Консультация «Важность семьи в осуществлении воспитания ребенка». Задачи: Показать родителям значимость совместной работы ДОУ и семьи. Вызвать желание активно участвовать в воспитание ребенка.

Октябрь:

11. Тема: Сбор информации для изготовления этнографического словаря. Задачи: Побуждать родителей принять участие в процессе знакомства детей со значением слов: «кадка», «квашня», «решето», «сито» и т.д.

Ноябрь:

12. Тема: Экскурсия в библиотеку «Выставка книг о хлебе». Задачи: Привлекать родителей к процессу обогащения знаний детей о произведениях, посвященных хлебу.

Декабрь:

13. Тема: КВН «Щи да каша пища наша» (с родителями). Задачи: Сплотить детей и родителей в процессе совместной деятельности. Формировать «здоровый дух» соперничества, учить соблюдать правила.

Январь:

14. Тема: Конкурс чтецов. Задачи: Привлекать родителей к совместному разучиванию с детьми стихов, к формированию у детей умения выразительно их читать.

Февраль:

15. Тема: Инсценировка сказки «Колобок». Задачи: Привлекать родителей принять участие в изготовлении костюмов и атрибутов для инсценировки.

Март:

16. Тема: Оформление картотеки хороводных игр. Задачи: Привлекать родителей к ознакомлению детей с хороводными играми.

Апрель:

17. Тема: Выставка рисунков «Хлеб бывает разный». Задачи: Побуждать родителей совместно с детьми использовать полученные знания в специально организованной деятельности.

Май:

18. Тема: Оформление проекта «Как хлеб на стол пришел». Задачи: Совместно с родителями учить детей обобщать и систематизировать полученную информацию; учить работать со схемами; развивать умение составлять связный рассказ.

Предполагаемый результат:

Работа, проводимая в данном направлении, будет способствовать:

· формированию у детей бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям, его производящим;

· обогащению знаний детей о трудоемком процессе выращивания и изготовления хлеба;

· возникновению устойчивого интереса к музеям различных профилей и воспитанию желания их посещать;

· формированию навыков коллективной работы;

· приобретению обобщенных знаний о профессиях хлебороба.

Критерии диагностики детей

1. Культура поведения за столом (обращение с хлебом).

2. Различает и называет виды хлебобулочных изделий (отличие пшеничного хлеба от ржаного).

3. Знает последовательность выращивания и изготовления хлеба.

4. Называет профессии людей, выращивающих и изготавливающих хлеб.

5. Различает и называет орудия труда и предметы быта: плуг, соха, борона; серп, цеп; жернова, сито, кадушка.

6. Использует информацию в специально организованной самостоятельной деятельности.

Список литературы:

1. «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Пермь.2000г.

2. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 1997г.

3. Н.В. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Линка Пресс, Москва, 2008г.