Конференции
Февраль 2023

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПРОЕКТ «ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

Шпакова Ольга Петровна
воспитатель
МБУ ЦППМСП «Лабиринт» РМЭ, г. Волжск
(Использование элементов «Су-Джок» терапии в НОД ДОУ»)

Актуальность

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро потерять.

Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а количество детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Если 10 лет назад мы говорили о здоровом и крепком поколении, то в настоящее время можем только мечтать о целостно – здоровом ребёнке. Не случайно поддержка и сохранение здоровья как детского, так и взрослого населения сегодня является стратегическим направлением государственной политики, одним из национальных проектов.

В нормативных документах РФ (приказ Минобразования, Минздрава, Госкомспорта, РАО от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации») подчеркивается приоритетность физического воспитания.

Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников мы – педагоги МБУ ЦППМСП «Лабиринт» целенаправленно работаем над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищем новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, используем в работе передовой опыт. Крайне важно и необходимо решать подобные задачи с оздоровления семьи и, соответственно с детьми раннего возраста. Актуальная тема для разговора среди родителей во все времена - это здоровье ребёнка. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить своё здоровье, работоспособность и здоровье своего ребёнка.

В последние годы в нашем образовательном учреждении активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Познакомившись с различными здоровьесберегающими технологиями, я выбрала «Су-Джок» терапию.

«Су-Джок» терапия – метод лечения воздействием на кисть и стопы – относится к наилучшим методам самопомощи, известным в настоящее время.

Этот метод проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Он основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие.

Программа проекта

Цель: Создание системы работы
по формированию у детей и родителей навыков здорового образа жизни через применение современных педагогических, здоровьесберегающих технологий («Су-Джок» терапия).

Задачи

Ø Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме.

Ø Наметить основные направления, методы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами детей.

Ø Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах оздоровления и развития детей раннего возраста по системе «Су-Джок».

Реализация проекта: один учебный год

Вид проекта: краткосрочный.

Объект: здоровьесберегающая технология «Су-Джок»

Субъект: дети

Гипотеза:

Воспитание здорового образа жизни детей будет более успешным, если:

· Разработать и внедрить комплекс профилактических и коррекционно-оздоровительных упражнений с использованием «Су-Джок» терапии в деятельности группы кратковременного пребывания, как фактора общего укрепления организма детей;

Привлечь родителей к процессу укрепления и развития организма детей через применение профилактических и оздоровительных упражнений в семье.

Реализация проекта: работа с детьми

Содержание деятельности

Цели, задачи

Диагностическое обследование психомоторного развития детей второго года жизни.

Шкалы психомоторного развития А.Гезелла

Получение достоверных данных об уровне психомоторного развития ребенка в области здоровья, физкультуры

Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала.

Анализ научно-методической литературы

Образовательная область

«Здоровье»

Динамические паузы (приложение1)

Обучение элементам упражнений

Образовательная область «Физическая культура», «Социализация» Оздоровительно-развивающие игры:

С использованием массажного мячика: (приложение 2)

«Мячик», «Ёжик», «Зайки»

«Медведица», «Шарик», «Слива», «Компот», «Ветер»

«Коза», «Птица», «Ёлка»

«Машина каша», «Колечко» «Месим тесто», «Машина».

С использованием массажного кольца: (приложение3)

«Вышли пальчики гулять»

«Лесной дом», «Гриб»

«Новые кроссовки», «Семья»

«Пальчики», «Малыши»

«Сидит белка на тележке»

Обеспечение здоровья детей посредством развития дыхательной, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем. Стимулирование обменных процессов организма через включение элементов «Су-Джок» терапии в подвижные игры и режимные моменты.

Увеличить энергозатраты и улучшить деятельность сердечно-сосудистой системы.

Укреплять мышцы пальцев рук. Активизация кровообращения. Стимуляция работы внутренних органов.

Активизация зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Образовательная область

«Здоровье»

Развитие движений

Побуждать детей к двигательной активности, содействовать развитию основных движений.

Подведение итогов

Обсуждение результатов работы.

Диагностическое обследование психомоторного развития детей второго года жизни.

Шкалы психомоторного развития А.Гезелла

Получение достоверных данных об уровне психомоторного развития ребенка в области здоровья, физкультуры

Работа с родителями:

Содержание деятельности

Цели, задачи

Анкетирование родителей

Определение у родителей уровня знаний по здоровьесберегающим технологиям

Подбор методической и художественной литературы

Анализ научно-методической литературы

Собрание «Массаж пальцев»

Ознакомление родителей с методами и приемами «Су-Джок» терапии.

Мастер-класс для родителей: «Обучение родителей методам и приёмам Су-Джок» терапии»

Распространение опыта работы с детьми раннего возраст профилактические и коррекционно-оздоровительные упражнения с использованием «Су-Джок» терапии.

Анкетирование родителей

Определение у родителей уровня знаний по здоровьесберегающим технологиям

Круглый стол по результатам проведённой работы

Обсуждение результатов работы.

Планируемые результаты:

Ø внедрение комплекса оздоровительных упражнений в деятельность;

Ø снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

Ø повышение уровня профессионального мастерства по ЗОЖ у родителей.

Литература:

1. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников. – М.,1977.

2. Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – М., 1990.

3. Наталья Панина. Практика нового образа жизни. Су-Джок терапия. – М., Рипол классик, 2013.

Приложение 1

Динамические паузы.

·Упражнение «Повтори за мной»

Цель: развивать произвольное внимание и умение имитировать слова стихотворения.

Под весёлую музыку дети повторяют за воспитателем движения:

Хлопаем в ладоши.

Топаем ногами.

Машем руками и приземляем их на голову.

Крутимся на одном месте.

Перекрещиваем руки и прижимаем их к груди.

·Игра «Птички и ветер»

Цель: развивать произвольное внимание и умение имитировать слова стихотворения.

- Видите, какие птички. Все вкусные калачи съели. Нам только бараночки оставили. Давайте мы тоже станем птичками и поиграем. Мы будем летать по лесу, а когда подует ветер – спрячемся в свои дупла (на полу обручи).

·«Самолёты» Цель: развивать произвольное внимание.

- Сейчас мы станем самолётами.

Самолёты загудели,

Самолёты полетели.

На полянку тихо сели.

Да и снова полетели.

·«Солнышко»

Цель: развивать координацию движений и общую моторику.

Солнышко, вёдрышко!

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись!

Красное покажись.

Приложение 2.

Упражнения с массажным мячом.

«Мячик»

(Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.

«Ёжик»

Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

«Зайки»

На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

Приложение 3

Упражнения с массажным кольцом.

Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла, проговаривая стихотворение. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

«Вышли пальчики гулять»

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Лесной дом

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Массаж пальцев кольцом на обеих

руках: по два пальца (мизинец – мизинец,

безымянный – безымянный…) на каждое

двустишие.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

«Дом» - ладошки направлены под углом,

кончики пальцев соприкасаются.



Гриб

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

А этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Массаж пальцев кольцом,

начиная с мизинца.