ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Таланова Людмила Ивановна воспитатель МБДОУ "Детский сад № 27 "Березка", г. Кстово
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачёв
Детство – ответственный этап в становлении личности. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Ребенок с первых лет жизни может сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы патриотических и духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей области, своего посёлка, города и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постепенно малыш знакомиться с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Я считаю, что духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, то, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Также одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
В связи с актуальностью данной темы ведется работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. В процессе работы я решила разработать программу на данную тему. Она предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Перед разработкой программы мною для среднего возраста был разработан и реализован долгосрочный проект "Приобщение детей к русской народной культуре", в ходе которого были достигнуты задачи:
- дети получили знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;
- познакомились со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатили словарный запас названиями предметов русского быта;
- дети приобщились к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
- были изготовлены некоторые предметы русской избы;
- был создан мини-музей «Русская изба».
- воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Но работая над проектом я заметила низкий уровень развития как детей, так и родителей.
Я решила разработать программу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, потому что заложить основы гражданско-патриотической личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми нужно начинать в детском саду.
Основной целью работы является создание условий для формирования у дошкольников ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно – исторических, духовно – нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах.
Важно также помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания. Очень большую роль в нравственно – патриотическом воспитании играет и семья.
Исходя из этого вытекают задачи программы.
Задачи:
- воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- развивать любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад;
- воспитывать уважение к людям труда;
- формировать бережное отношение к родной природе и всему живому;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- расширять представления о России, ее столице;
- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
В работе с детьми используются
Формы работы:
физкультурные занятия;
самостоятельная деятельность детей;
подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
утренняя гимнастика;
физкультминутки, упражнения после дневного сна;
прогулки, досуги, праздники;
беседы;
чтение художественной литературы.
Родители принимают активное участие в работе воспитателя. Присутствие родителей в качестве зрителей создает более теплую атмосферу, укрепляет связи семьи и детского сада. Наиболее важным условием духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь именно с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать. Ведь ребенку невозможно развиваться самостоятельно без помощи взрослого члена семьи.
Применение программы в практической деятельности позволит обеспечить постепенное воспитание у ребенка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды, постепенное формирование твердой и свободной воли. Будут наблюдаться позитивные сдвиги в поведении дошкольников, осознании своих поступков, развитии самооценки. В ходе обучения дети приобретут устойчивые представления о морально – этических нормах поведения, научатся относить свои поступки к хорошим и плохим, усвоят оценки поступков, которые делают взрослые и другие дети и начнут сами правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной поступок, помнят о нем, стремятся быть лучше.
Таким образом, готовясь к становлению на путь сознательного свободного самоопределения, культурной и национальной самоидентификации, осознанию своего места в обществе, подготавливают к более углубленному освоению гуманистических и естественно – научных предметов в дальнейшем в школе.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста не должна заканчиваться, она будет продолжена.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.