ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (БОС) В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ТНР
Чернова Татьяна Вячеславовна учитель-логопед МБОУ СОШ № 8, г. Ноябрьск
В последние годы значительно возросло число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Работа по коррекции речевых нарушений требует поиска оптимальных способов организации коррекционного процесса, а также использования в работе логопеда информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий.
Биологическая обратная связь (БОС) – это уникальная технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажеры. В 80-ые годы российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром Афанасьевичем с соавторами была разработана система дыхательного тренинга по методу БОС. С 2016 года в МБОУ СОШ №8 функционирует «БОС-логотерапевтический» для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: Оказание логопедической помощи детям с речевой патологией, направленной на коррекцию и компенсацию речевых нарушений через использование метода биологической обратной связи.
Задачи:
1. Коррекция и компенсация речевых нарушений у детей младшего школьного возраста.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей.
3. Развитие интереса у детей к современным компьютерным технологиям.
4. Формирование психолого- логопедической компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями чтения.
Метод БОС основан на выработке правильного дыхания. Не так просто научить ребенка правильно говорить. Верный и надежный помощник нашего ребенка – это диафрагмально-релаксационное дыхание, известное как метод дыхания по Сметанкину, который лежит в основе БОС. Учимся говорить на выдохе. Для этого используется такой физиологический параметр, как дыхательная аритмия сердца, которая отражает взаимосвязь между дыхательной и сердечно-сосудистой системами и представляет собой разность между частотой сердечных сокращений на вдохе и выдохе. Метод БОС дает возможность устранить у детей:
• заикание;
• речевые нарушения всех видов;
• нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию);
• расстройства фонации;
• функциональные нарушения голоса;
• нарушения темпа речи;
• речевую тревогу;
• расстройства речи с нарушением слуха и зрения.
Применение БОС весьма эффективно для подготовки детей к школе (в качестве защиты от первичного стресса), укрепления центральной нервной системы, развития речи дошкольников. В профилактических целях – для предупреждения нарушений голоса и речи, развития психосоматических заболеваний, для оздоровления организма в целом.
Относительными противопоказаниями являются:
• возраст ребенка младше 4 лет;
• соматические заболевания;
• острые инфекционные заболевания.
Метод БОС позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, дозировано подбирать нагрузку для тренировки и контролировать эффективность ее выполнения в ходе лечения, а также, используя мультимедийные возможности компьютерной технологии БОС, обеспечить высокую эмоциональную заинтересованность и нестандартность проведения занятий для детей.
Занятия с применением метода БОС начинаются только после получения допуска врача-педиатра, ребенок зачисляется на основании заявления родителей и приказа директора школы.
Основные этапы работы по коррекции нарушений речи методом БОС
I этап - диагностический (2-3 занятия)
Цель I этапа:
Обследование ребенка, его речи и функционального состояния для определения причин возникновения речевого дефекта, механизмов его формирования, структуры дефекта и установления клинического диагноза; составление индивидуальной, дифференцированной схемы проведения коррекционного курса методом БОС.
II этап - подготовительный (7-9 занятий)
Цель II этапа:
Формирование у ребенка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи (БОС), как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма.
III этап - работа над основными компонентами речи (8-10 занятий)
Цель III этапа:
Формирование и развитие основных компонентов речи и нового речевого стереотипа по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.
IV этап - формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (12 занятий)
Цель IV этапа:
Формирование и развитие навыков слитной, плавной, интонированной речи и нового речевого стереотипа по методу биологической обратной связи.
V этап - закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы (5-6 занятий)
Цель V этапа:
Закрепить полученные речевые навыки и новый речевой стереотип в реальной жизни, подвести итоги коррекционного курса по методу биологической обратной связи.
Перед окончанием коррекционного курса по методу биологической обратной связи ребенок проходит повторное обследование, аналогичное первичному (при поступлении). Учитель-логопед анализирует результаты и определяет динамику со стороны речи и функционального состояния в целом.
Этап завершается заключительной беседой с ребенком и его родителями, подведением итогов и предоставлением рекомендаций на дальнейший период, по преодолению возможных трудностей, связанных с речью.
Коррекционная работа по методу БОС проводится только на индивидуальных занятиях. Каждое практическое занятие имеет два периода, которые сменяют друг друга: период работы и период отдыха. Эти занятия проходят в форме игры, игровая задача доступна ребенку. Успех в игре означает успех на пути коррекции речевых нарушений. Предлагаемые задания постепенно усложняются. Компьютерные программы БОС превращают коррекционные занятия в увлекательные эмоционально-окрашенные сеансы. Если дыхательное упражнение выполняется правильно, на экране постепенно открывается красочный слайд. Компьютер оценивает эффективность проведенного сеанса, заносит данные в карточку ребенка и строит графики по результатам работы. Компьютер сам периодически определяет минуты отдыха, предназначенные для отдыха ребенка во время сеанса. В это время он может наслаждаться на экране монитора красочным сюжетом любимой сказки (их всего 9), или отправиться в путешествие (в «зоопарк», «город цветов» и т.д.), используя различные комплекты слайдов, предлагаемые программой. В минуты отдыха ребенка логопед фиксирует правильность и устойчивость нового формирующегося навыка речевого дыхания. Ребенок в это время увлечен происходящим на экране и не фиксирует внимание на правильности дыхания.
На период отдыха определены следующие задачи:
• Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти (слайды, музыка, сказки).
• Развитие и пополнение пассивного словаря (на материале сказок) и активного словаря ребенка (с учетом возможного обсуждения в дальнейшем увиденных слайдов, услышанной музыки, пережитых эмоций и впечатлений, связанных с ними, или пересказа прослушанной сказки).
• Развитие познавательного интереса.
• Анализ функционального состояния ребенка в период отдыха на различных сюжетах.
При отслеживании результатов, логопед-специалист БОС, анализирует следующие параметры:
1. Синхронизацию в работе двух систем организма: дыхательной и сердечно- сосудистой.
2. Частоту сердечных сокращений (далее ЧСС).
3. Частоту дыхания (далее ЧД).
4. Дыхательную аритмию сердца (далее ДАС).
Вся информация по сеансам проходит компьютерную обработку и на экране появляется пульсограмма. Практические результаты показали, что решение поставленных нами задач по коррекции речевых нарушений происходит с меньшей затратой времени, высокой заинтересованностью детей и родителей.
Список литературы:
1. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Тихомиров П.Н., Маркович Н.Н., Мартынова О.В., Черемных Н.И., Пастушенко Л.И., Гвоздев Е.В. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях // Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003.
2. Сметанкин А.А. «Здоровье на 5+» Спб.: «Бтосвязь»,2007. – 160 с.
3. Сборник статей «Общие вопросы применения метода БОС»СПб.: ЗАО«Биосвязь», 2008