Конференции
Февраль 2023

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Лохмоткина Елена Ивановна
воспитатель
ГБУ ЦССВ «Наш дом» ДТСЗН г. Москвы

Одной из главных задач организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), является их социализация посредством социокультурной реабилитации и здоровьесбережения. Если для ребёнка из семьи социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку с опытом депривации погружение в общество кропотливая, в какой-то степени творческая работа, процесс и результат которой полностью зависит от тех условий, создаваемых для этого взрослыми.

Перед специалистами и педагогами организаций для детей-сирот, ныне, Центров содействия семейному воспитанию (далее ЦССВ), стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с ОВЗ в большой социум; а с другой - стимулировать желание детей-сирот с ОВЗ находится в этом социуме и формировать доверие к нему.

Успешность социализации детей с ОВЗ зависит от создания и реализации условий социокультурной реабилитации воспитанников, нуждающихся в индивидуальном внимании, принятии и индивидуальной заботе со стороны взрослых, социальном и творческом самовыражении.

При этом, успешность социализации обусловлена собственно ограниченными возмож ностями здоровья воспитанников. Мы имеем ввиду нарушения физического и психического развития, трудности в самообслуживании и коммуникации, поведении и деятельности, особые образовательные потребности и ограничения в овладении профессиональ ными навыками. Перечисленные факторы и определяют актуальность социокультурной реабилитации воспитанников с ОВЗ в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На наш взгляд, социокультурная реабилитация - это не просто включение ребенка с ОВЗ в социальное окружение, но и формирование у него качеств личности, позволяющих участвовать в различных формах организованной деятельности: продуктивной, игровой, трудовой, учебной, художественно-творческой. В этой связи основным стержнем реабилитационной и воспитательной работы является апелляция к личности воспитанников ЦССВ, построенная на ряде принципов:

- принцип совместной деятельности;

- принцип социального партнёрства;

- принцип единства психосоциального и педагогического воздействия;

- принцип ступенчатости в воспитании и поэтапности в развитии;

- принцип комплексности воспитания и реабилитации.

Преимущественное значение в условиях ЦССВ приобретает организация педагогического воздействия по принципу целостной системы реабилитационных, коррекционно-развивающих и воспитательных мероприятий, когда результат выражается не в определенных умениях и способностях, а в виде личностного новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.

Так, личностно-ориентированное воспитание оказывает на воспитанников ЦССВ социализирующее и реабилитационное влияние, а целевые личностно-ориентированные мероприятия способствуют развитию коммуникативных навыков и самостоятельности, приобретению опыта социальных взаимодействий, формированию знаний, умений и навыков.

Актуальность социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет необходимость поиска путей оптимизации индивидуально-направленных форм воспитательского воздействия, необходимых воспитанникам и обеспечивающих принятие, сопровождение, индивидуальную заботу и поддержку, максимально возможную компенсацию дефицитов здоровья и развития.

В условиях ЦССВ социокультурная реабилитация может быть представлена как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе, социальной организации и обществу в целом.

По нашему мнению, такой подход к социокультурной реабилитации:

1. позволяет безопасно функционировать воспитаннику ЦССВ в качестве активного субъекта общественных отношений;

2. способствует принятию и ощущению воспитанником себя полноценной личностью той доступной социальной среды, в которой воспитывается и готовится к взрослой самостоятельной жизни;

3. может быть реализован только комплексно, воспитатель семейной группы совместно с коллегами и специалистами ЦССВ.

В нашей статье мы рассмотрим структуру социокультурной реабилитации лиц с ОВЗ в рамках профессиональной деятельности воспитателя групп ЦССВ в общем и конкретно группы №1, чьим воспитателем я являюсь. В данной группе проживают 7 детей:6 девочек и 1 мальчик. Трое сиблингов (две сестры и брат-1г., 4г.,12 лет-мальчик с у. о.). Трое девочек с синдромом Дауна (13-14 лет), одна девочка 13лет-у.о. Группа разновозрастная, разнополовая, как и в принципе все семейные группы ЦССВ «Наш дом».

Итак, структуру социокультурной реабилитации лиц с ОВЗ в рамках профессиональной деятельности воспитателя семейной группы ЦССВ мы видим следующим образом:

1.Социализация и подготовка к самостоятельной жизни в условиях семейной группы ЦССВ:

1.1 Целенаправленное формирование социально-бытовых и социально-ролевых навыков жизни в условиях группы-квартиры:

- санитарно-гигиенические навыки с учетом возраста и пола;

- навыки самообслуживающего труда и дежурства;

- навыки приема пищи;

- навыки принятия, понимания и соблюдения режима дня;

- навыки самостоятельной деятельности (умение занять себя, умение пользоваться пространством квартиры, ориентироваться в условиях ЦССВ, потребность уединения);

- навыки организованной совместной деятельности.

Во всех семейных группах существуют две ванные комнаты и туалеты конкретно для мальчиков и девочек. два раза в неделю банный день. Один раз неделю смена постельного белья и полотенец. Смена нижнего белья ежедневно, по мере загрязнения, несколько раз в день.

Существуют графики ежедневного дежурства по комнате, кухне, квартире, по закрепленной территории в здании, на улице и т.п. В каждой группе индивидуально. В 1с.г.-мы с помощью визуального расписания осуществляем помощь на кухне, Ольга и Дима делают влажную уборку в своих комнатах и на лестничной клетке. Сезонно участвуем в уборке территории.

Пища принимается в специально отведенной комнате, в гостиной, непосредственно в квартире, за обеденным столом. Приготовление блюд осуществляется дневным помощником воспитателя в специально оборудованной кухне согласно технологической системе. В соответствии с режимными моментами.

Охранительный режим по приказу выполняется неукоснительно. Касаясь моей группы, данный фактор обязателен для детей с ТМНР, т.к. им тяжело перестраивать свои биологические ритмы и психическое здоровье.

Каждый ребенок в ЦССВ «Наш дом» имеет отдельное спальное место в двух, трех местной комнате, шкаф для одежды, место для личных вещей. Таким образом, в зависимости от настроения ребенок может отдыхать один, пригласить в гости друзей или прийти самому к другу. Воспитательный процесс построен на доверии, контроле, как бы «со стороны» взрослого. Т.е. дети передвигаются по зданию самостоятельно, воспитатели созваниваются со специалистами или с самим ребенком. Даже дети с ТМНР могут без сопровождения дойти до нужной студии ДО. Практикую в своей группе.

Совместная деятельность различная, начиная от воспитательных занятий в группе, продолжая мероприятиями центра, постановкой номеров (в моей группе это - танцы, театральные композиции, конкретно постановка сказки «Репка» используя навыки альтернативной коммуникации, совместные кулинарные МК в рамках проектной деятельности «1+1», прогулки, чаепития).

1.2 Воспитание в условиях разновозрастных групп:

- понимание и принятие иерархии в группе: детском и взрослом коллективах;

- межличностная коммуникация в коллективе младших-старших, в т. ч. средствами альтернативной коммуникации («Макатон», «PECS»);

- взаимообмен правилами позитивного и негативного поведения, способами разрешения конфликтов;

- формирование модели отношений по типу социальных ролей

В каждой группе авторитет сотрудников очевиден. Но считаться с возрастом и интересами других ребят, жителей группы, детям сложно, многое зависит от конкретной ситуации. Постоянно работаем над такими качествами, как уважение к близкому, толерантность и эмпатия. В моей группе это очень сложно. Среди детей с ТМНР Ольга стремится к лидерству, не всегда контролируя свои эмоции и настроение. Хотя возраст у них одинаковый.

Активно в группах с детьми с ТМНР используются средства альтернативной коммуникации («Макатон», «PECS»). И взрослые и более сохранные дети под руководством специалистов с удовольствием общаются с помощью этих методик с детьми, ограниченными в возможностях общения.

Самое важное правило: решать конфликты с помощью разговора, но не рук. Не драться и не обижать друг друга. Это самое сложное, для детей любой группы. Каждому кажется, что другой поймет быстрее, если разобраться с ним физически. Проводим воспитательные беседы о добром и уважительном отношении. Подросткам проще показать силу не словом и делом, а «кулаками».

В работе с детьми, не имеющими перед глазами модели отношений в семье, в паре, между соседями и т.д. делаем акцент на жизни вне ЦССВ, которая ожидает ребят. Рассказываем, как нужно себя вести, общаясь с людьми в магазине, на улице, в интернете. Прививаем общепринятые нормы и правила. Даем понять почему именно так, а не иначе нужно поступать в той или иной ситуации, с помощью сюжетно-ролевых игр на воспитательских занятиях, просмотра тематических мультфильмов и кинофильмов.

1.3 Профориентационные и социальные проекты, в т. ч., в сотрудничестве с НКО и волонтерами:

-профориентационные беседы, занятия и мероприятия;

-сотрудничество с целью формирования устойчивых социальных связей.

Наше учреждение сотрудничает с несколькими НКО. И в рамках воспитательной работы вместе с данными организациями или отдельно, ведутся различные проекты, а именно: проектная деятельность «Возьми меня за руку» это поиск и подбор волонтера, значимого взрослого, друга для наших воспитанников. Практикуется во всех группах ЦССВ с различной степенью успешности.

Проектная деятельность семейной группы №1 со старшими воспитанниками семейной группы №8 «Один плюс один»-социальная адаптация детей

младшего возраста, при участии старших воспитанников, с целью расширения социального опыта. Данный проект успешно внедрен и реализуется более 2 лет.

Для того, чтобы дети с малых лет приобретали опыт общения не только со сверстниками и со взрослыми, но и с более младшими и более старшими детьми, необходимо организовать жизнь воспитанников так, чтобы они вступали в различные контакты с разными детьми и взрослыми. Умению делиться и испытывать радость от этого, заботиться о других детях, терпеливо относиться к другим - надо учить. Это умение им пригодится, когда они вырастут.

Социальный опыт детьми в нашем учреждении приобретается путем участия в мероприятиях ЦССВ: праздники, экскурсии, концерты, указанные выше проекты и т. п., не зависимо от особенностей развития. Они имеют постоянные обязанности, такие как дежурство, также могут выполнять посильные поручения взрослых. Общаются с детьми из своих учебных учреждений, ходят к ним в гости и принимают гостей у себя. Активное общение с волонтерами.

2. Реабилитационный досуг.

В ходе работы педагоги дополнительного образования в сотрудничестве с воспитателями групп ЦССВ «Наш дом» находятся в поиске различных способов и приемов мотивации и включения детей в творческую деятельность, а также способов трансляции результатов работы и детских достижений. В этой связи воспитателем используются различные методы – это рассказ, беседа, объяснение, демонстрация умения педагогом, рассматривание репродукций, совместный анализ видеоматериалов, самостоятельная практическая работа детей под руководством педагога, тренировочные упражнения в группе с воспитателем, организация выставок и т.д.

Занятия построены с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, их личностных качеств и опыта депривации, а также, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Ребенку с ОВЗ, имеющему опыт депривации, свои чувства и эмоции, а также знания и отношения легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Поэтому, занятия в студиях ДО обеспечивают воспитанникам социальную активность, создают ситуацию успеха и достижений, способствуют проявлению самостоятельности.

Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность, получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования, а также опыт взаимодействия с педагогом как значимым взрослым становятся для детей-сирот с ОВЗ не только реабилитационным досугом, но и нередко профилизацией жизненного статуса. В условиях ЦССВ работают студии дополнительного образования:

· мастерская технического творчества «Мастер на все руки»;

· гончарная мастерская;

· художественно-творческая студия «Роспись по дереву»;

· мастерская швейного и ДПТ;

· студия живописи.

Для развития творческих способностей как в условиях ДО, так и в условиях семейной группы используются как традиционные мероприятия:

- развивающие и реабилитационные занятия по программам дополнительного образования для детей с ОВЗ индивидуальные и подгрупповые;

- участие в выставках, фестивалях, конкурсах;

- театрализованная деятельность (кукольный театр);

- совместная деятельность в группе с воспитателем.

Так и нетрадиционные техники:

- рисование пластилином, свечой; коллажи (стружка, крупы, семена, пуговицы, скорлупа);

- квиллинг;

- айрис фолдинг, декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация;

- применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи;

- тестопластика.

3. Психолого-педагогическая помощь в ЦССВ представлена:

В тесном сотрудничестве воспитателя (а также по его запросу) и педагога-психолога осуществляется:

- психологическая поддержка на этапе адаптации воспитанника в ЦССВ;

- анализ индивидуальной личной истории воспитанника с учетом социальной ситуации развития;

- отработка травматического опыта отрыва от семьи, травмы попадания в ЦССВ;

- индивидуальная психологическая реабилитация (актуальное эмоциональное состояние, личностная тревожность, структурирование прошлого опыта, формирование личностных установок в реальной жизни ребенка, обсуждение жизненных перспектив);

- коррекция и развитие высших психических функций и свойств, коммуникативных навыков, поведенческих стратегий.

- индивидуальными и подгрупповыми психологическими мероприятиями;

- группа психологической поддержки воспитанников ЦССВ, имеющей регулярную основу и открытые границы, обеспечивающей воспитанникам психологически безопасное пространство для обращения за помощью с вопросом;

- социально-психологические мероприятия по реализации права каждого воспитанника жить и воспитываться в семье через передачу ребенка (детей) в кровные семьи или передачу воспитанников на воспитание в замещающие семьи, в том числе участие в проведении Дней открытых дверей (мастер-классы в семейной группе);

- индивидуальные психологические занятия в условиях реабилитационного пространства с обратной связью воспитателю.

Нередко усваивать программу школьного обучения без помощи не получается. Тогда воспитанникам представляется индивидуальные виды помощи специалистов ЦССВ: логопед, дефектолог, педагог-психолог.

В условиях ЦССВ воспитанники дошкольного возраста включены в дошкольное образование с участием специалистов Центра (логопед, дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).

В соответствие с рекомендациями ЦПМПК, воспитанники обучаются и воспитываются в образовательных организациях города Москвы (дошкольного и школьного этапов обучения по общим и адаптивным образовательным программам).

Воспитанники всех групп и моей в частности (дошкольники и школьники) активно посещают специалистов ЦССВ, по расписанию.

В условиях ЦССВ выполняется домашнее задание, данное ОО.

- Развивается индивидуальная стратегия помощи воспитанникам посредством репетиторства.

- Дополнительное общее образование в условиях вечерних школ.

Опыт реализации указанных мероприятий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, показывает, что социокультурная реабилитация осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и естественных, возникающих в соответствие с возрастными и индивидуально-личностными потребностями ребенка. В этой связи процесс социокультурной реабилитации рассматривается нами как двухсторонний процесс - процесс целенаправленного, организованного взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального и когнитивного опыта, способ включения его в систему общественных отношений и связей, с другой стороны, процесс личностных изменений. Сущность социокультурной реабилитации заключается в том, что это длительный, сложный и противоречивый процессе, в котором человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Мы, педагоги ЦССВ «Наш дом», не имеем возможность помочь детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья решить их проблемы со здоровьем, но в наших силах повысить качество их жизни – расширить круг их общения, показать им возможности самореализации, не дать им замкнуться в себе, научить их справляться с трудностями и достигать результата, показать им широту и гармонию внешнего мира и быть в этом процессе рядом, в роли значимого ответственного взрослого.