Конференции
Март 2023

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ

Чехова Виктория Сергеевна
педагог-психолог
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Университет "Дубна" - Лыткаринский промышленно-гуманитарный колледж

Для развития страны формирование и развитие предпринимательских навыков, особенно у студентов инвалидов и лиц с ОВЗ становится важнейшей задачей успешной социализации обучающихся среднего профессионального образования. С позиций формирования и развития предпринимательских качеств система СПО способствует изменению ценностных ориентаций, вооружает молодёжь устойчивыми знаниями, умениями и навыками в области предпринимательства, мотивирует личность обучающегося на эту деятельность, что требует поиска и внедрения новых подходов в содержании и организации учебно-воспитательного процесса.

Хочу отметить, что готовность к предпринимательской деятельности не является самоцелью подготовки всех обучающихся, тем более, значительная их часть не связывает своё будущее с предпринимательством. Однако в условиях рыночной экономики, у каждого гражданина и, тем более, у специалиста, имеющего среднее профессиональное образование, должны быть сформированы устойчивые компетенции в области предпринимательства.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования общество поставило перед учреждениями среднего профессионального образования серьезнейшие задачи воспитания человека, который не только сможет по окончанию учебного заведения правильно ориентироваться в окружающей жизни, но и будет готовым эту жизнь преобразовывать и совершенствовать. Профессиональное образование сегодня – это процесс формирования и развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией. Молодые люди получают профессиональное образование в процессе профессионального обучения, воспитания и развития.

Сегодня СПО переходит к смене обра зовательной парадигмы и пере ходу к компетентностной модели обучения. Данный подход предполагает совместную ра боту работодателя и системы образования над формулировкой целей (ожидаемых результатов) профессионального образова ния, как взаимно согласованного набора компетенции выпускника. Вот поэтому в том и сегодня мы говорим о предпринимательской компетенции как об одной из основных. Давайте разберемся, что же такое предпринимательская компетентность. Предпринимательская компетентность включает в себя:

- готовность к эффективной коммуникации;

- готовность к использованию информационных ресурсов;

- готовность и способность применения методов проектирования в практической жизни;

- готовность к самоорганизации своей деятельности;

- жизнестойкость.

Одной из главных задач среднего профессионального образования

является выпуск студентов не только с четко сформированным аналитическим мышлением, коммуникабельностью, творческому отношению к делу, стремлению к сотрудничеству, проявлению личных качеств, но и с чувством ответственности, позволяющей, продуктивно работать как по найму, так и открыв собственный бизнес. Все эти качества формируются компетенцией «Предпринимательство».

Проведена работа в рамках деятельности педагогов, а именно анкетирование предпринимательства среди студентов инвалидов и лиц с ОВЗ. Получили очень интересные данные.

- 67% опрошенных считают, что молодым стоит заниматься собственным бизнесом;

- 15% студентов выразили готовность открыть собственный бизнес сразу после окончания - 89% опрошенных считают полезными и даже необходимыми для себя в будущем качества предпринимателя.

Следует отметить, что огромная роль в формировании предпринимательской компетенции отводится на получение рекомендаций для учителей в группах, где есть студенты инвалиды и лица с ОВЗ чаще использовать изучение дисциплин с помощью активных методов. Это компетенции знаний и умений, которые помогут стать в будущему предпринимателю, деловому человеку успешнее. К примеру, урок «Истории» - это понимание исторических процессов и стадий развития общества, знание успешных примеров предпринимательской деятельности. На уроке «Обществознания»- знание сфер деятельности человека, значение и структура экономической сферы.

Изучение вышеуказанных дисциплин позволяет сформировать среду в учебно-воспитательном процессе СПО. Однако этого недостаточно для того чтобы сформировать предпринимательскую компетенцию.

Среда, формирующая предпринимательскую компетенцию вне учебного процесса, представляет собой тоже очень серьезный блок. Это и экскурсии на предприятия партнеры, ярмарки вакансий, конкурсы профессионального мастерства, предметные конкурсы и олимпиады, творческие кружки, посещение тематических мероприятий других организации и многое другое.

Огромную роль среды формирования предпринимательской компетенции играет внеурочная деятельность в коллежах. Сегодня выпускника колледжа надо воспринимать не так, что выпускник - это не просто копилка компетентностей, а как участника комплексного процесса обучения и воспитания. Этому соответствует организация массовых внеклассных мероприятий по вопросам гражданского воспитания, имеющих разовый или постоянный характер и охватывающих большое количество обучающихся сразу. Во время проведения массового мероприятия создаются условия для получения опыта социализации, глубоких знаний, проявления способностей и умений. Примером форм организации массовых внеурочных мероприятий можно привести: олимпиада, выставка, ярмарка, симпозиум, вечера, конференция, турнир, конкурсы, предметная неделя и т.д. Подобные мероприятий имеют свое назначение и структуру, способствуют решению поставленных задач в профессиональном образовании и гражданском воспитании обучающихся и позволяют разумно организовать их досуг. Весь этот арсенал работы приводит к успеху в формировании предпринимательской деятельности для студентов инвалидов и лиц с ОВЗ.

Так как мы говорим о категории студенты инвалиды и лица с ОВЗ не могу не остановиться на вопросах комплексного подхода совершенствования образовательного процесса, социально – психологической адаптации вопросов обеспечения занятости (как по найму, так и в форме организации своего бизнеса) выпускников колледжа. Сегодня необходим комплексный подход в направлении совершенствования образовательного процесса, социально-психологической адаптации, вопросов профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и трудоустройства студентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. Развитие навыков самооценки, самоконтроля обучающихся, оценка реабилитационного потенциала личности учащихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием специального инструментария для их диагностики.

Заслуживает внимания программа социального –психолого – педагогического сопровождения, включает в себя блок формирование профессиональной направленности и профессионального самоопределения, а также диагностику профессиональной пригодности студентов с ОВЗ. Неотъемлемой частью сопровождения так же выступает формирование у студентов с ОВЗ представлений о собственном профессиональном жизненном пути и умении их планировать. И заключающим звеном успеха в трудоустройстве и формировании профессиональной компетенции для инвалидов и лиц с ОВЗ являются социальные партнеры колледжа в среде формирования предпринимательских навыков.

В конечном итоге проводимая работа в указанных направлении не может не дать свои результаты:

- устойчивое повышение учебной мотивации учащихся к занятиям по производственному обучению;

- учебно-производственный процесс в колледже по инклюзивной практике строится с учетом психофизических и интелектуальных особенностей обучающихся;

- должна внедряться оценка реабилитационного потенциала личности в целях построения индивидуальных траекторий обучения.