Конференции
Январь 2023

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Илатовская Лариса Анатольевна
педагог-психолог
МБДОУ "Детский сад № 2 "Ромашка", г. Великий Устюг

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Важнейшей сферой, характеризующей продвижение ребенка, является социально-психологическое развитие. Под социально-психологическим развитием понимается качественные изменения возможностей ребенка, связанные с жизнью в обществе, взаимодействие с другими людьми, детьми и взрослыми.

Социально-психологическое развитие, прежде всего, характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения и общения. С одной стороны, это нормы и правила, существующие в человеческой культуре по отношению к предметному миру, правила общения с различными предметами человеческой культуры. С другой стороны, это нормы общения с другими людьми. По мере освоения таких правил и норм дети постепенно регулируют свое поведение в соответствии с ними.

В связи с этим, становится актуальным проведение специально организованной работы с дошкольниками по формированию и расширению у них области социально-нравственных ориентаций, чувств, коммуникативных и регуляторных способностей личности.

Исследование коммуникативной и личностной сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно тяжелыми нарушениями речи показало, что 62,5% детей имеют недостаточный уровень развития коммуникативных способностей; 37,5% дошкольников имеют низкие показатели развития регуляторных способностей; 40% детей имеют незначительный уровень общительности, неуверенность в процессе межличностной коммуникации; у 70% обучающихся отмечаются агрессивные реакции, отрицание собственной вины, самозащита, неконструктивные способы решения конфликтных ситуаций.

Таким образом, данные проведенного исследования позволяют выделить у обучающихся проблемы самосознания и самооценки, трудности коммуникации, межличностного взаимодействия и саморегуляции поведения. Данные индивидуально-психологические особенности личности детей затрудняют эффективность их общения и совместимость с другими людьми.

Что же включает в себя способность к общению?

Во-первых, это желание вступать в контакт с окружающими – «Я хочу!».

Во-вторых, - умение организовать общение – «Я умею!», включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации.

В-третьих, это знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими – «Я знаю!».

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушения – тонкий показатель отклонений психического развития.

Именно поэтому, требуется организация и проведение коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие коммуникативных навыков, способностей сотрудничества и формирование позитивных моделей взаимодействия с окружающими людьми. Внедрение различных современных методов, в том числе и информационно-коммуникационных технологий будет способствовать речевому развитию, активизации творческих способностей детей, формированию умения выражать свои потребности и чувства, разрешать ситуации межличностного конфликта.

Главной целью
коррекционно-развивающей деятельности является
развитие коммуникативных способностей детей как индивидуально-психологических особенностей личности, активизация конструктивного речевого и социально-коммуникативного общения, формирование навыков саморегуляции.

Цель преследует решение следующих ключевых задач: формирование самосознания и адекватной самооценки детей; активизация развития индивидуальных способностей к общению и конструктивному взаимодействию; расширение словарного запаса, коммуникативной и социальной активности; развитие доброжелательного отношения к окружающим, сотрудничества и взаимопомощи, доверия и эмпатии; совершенствование эмоциональности, расширение чувственного опыта; повышение родительской компетентности в вопросах эмоционально-нравственных основ личностной культуры детей.

Целевой группой
реализации коррекционно-развивающего обучения являются обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек и их родители (законные представители).

Подготовительным этапом реализации занятий являетсяпроведение индивидуального консультирования родителей по выявлению трудностей в поведении и общении у детей, выступление на родительском собрании «Коммуникативная компетентность как условие успешности социально-психологической адаптации», информирование детей о правилах дружбы и общения; разработка информационных памяток и буклетов для родителей по повышению уровня коммуникативной компетентности, общительности детей.

В рамках коррекционно-развивающей работы осуществляется входящий и итоговый мониторинг индивидуально-личностных особенностей обучающихся: проведение бесед по темам: «Мальчики и девочки», «Хорошо и плохо», «Я и взрослые», «Я и мои животные», «Волшебные слова», «Ссоримся и миримся», изучение уровня сформированности коммуникативной сферы детей: «Коммуникативные способности» Н.Е. Веракса, «Регуляторные способности» Н.Е. Веракса, социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфиловой, тест Розенцвейга по изучению особенностей поведения ребенка в конфликтной ситуации, методика изучения коммуникативных умений у детей 6-7 лет Урунтаевой Г.А.., Афонькиной Ю.А.; методика изучения социальных эмоций у детей Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю. А., методика «Рукавички» Г.А. Цукерман; проведение онлайн-опроса родителей по выявлению трудностей взаимодействия и коммуникации детей.

Методическим оснащением коррекционно-развивающих занятий являются:

- беседы по темам «Мои добрые поступки», «Что такое толерантность?», «Хорошие и плохие поступки»;

- письменные задания «Учимся понимать людей», «Повышаем самооценку», «Управляем эмоциями»;

- сказкотерапия;

- арт-терапия;

- информационно-коммуникационные технологии;

- моделирование проблемных ситуаций, обучение навыкам преодоления трудных жизненных ситуаций: «Научим наших гостей здороваться и прощаться», «Покажем Лунтику, как принимать гостей», «Поздравим Каркушу с Днем рождения», «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь), «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть), «Мы встречаем друга после болезни», «Изломанная игрушка», «Научи друга тому, что умеешь сам», «Не поделили игрушку», «Поссорились-помирились», «Развей тучу»;

- игротренинг на сплочение детей, формирование конструктивного взаимодействия, уверенности в себе «Мы дружные ребята», «Рука в руке», «Найди друга», «Волшебный стул», «Доброе животное», «Комплименты», «Рукавички», «Волшебный клубочек»;

- игровые обучающие ситуации:

А) ситуации-иллюстрации - разыгрывание простых сценок из жизни детей, с помощью различных игровых материалов и дидактических пособий демонстрация детям образцов социально-приемлемого поведения, активизация навыков эффективного общения «Как мальчики бабушке помогли», «Волшебные слова во всем помогают», «Правду легче сказать», «Как девочки помирились».

Б) ситуации-упражнения - тренировка в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, обучение детей регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия «Как поблагодарить», «Как вежливо обратиться с просьбой», «Как разделить поровну конфеты», «Как успокоить обиженного».

В) ситуации-оценки - анализ и обоснование принятого решения, его оценка со стороны самих детей. За основу используются поведенческие ситуации сказочных героев из книжных иллюстраций, а так же мультипликационных фильмов.

- игры и этюды, направленные на снятие конфликтности, переориентацию поведения, формирование адекватных форм поведения: «Ругаемся овощами, «Изобрази злое - доброе животное», «Собака – поводырь», «Не поделили игрушку», «Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет», «Коврик злости», «Коврик мира», «Сладкая проблема», «Хозяин горы»;

- творческая мастерская «Язык общения», направленная на формирование эмоционального восприятия окружающего мира: выполнение совместного коллажа «Эмоциональный поезд» с использованием пиктограмм эмоциональных состояний - удивления, радости, грусти, злости, страха, спокойствия, отвращения, презрения, обиды, вины;

- выполнение информационного плаката совместно с родителями по теме «Правила дружбы. Правила поведения для малышей»;

- творческая мастерская «Город вежливости».

Итоговый мониторинг исследования коммуникативных и регуляторных способностей, особенностей межличностного взаимодействия обучающихся после реализации коррекционно-развивающей работы показал достаточно высокую потребность детей во взаимодействии и общении, хороший уровень коммуникативных и регуляторных способностей; благоприятное эмоциональное состояние и позитивное отношение к сверстникам, взрослым и к самим себе. Дети научились открыто выражать свои мысли и чувства, расширили свои представления о добрых поступках, сострадании, милосердии, толерантности. Возрос уровень коммуникативной культуры дошкольников, расширился их словарный запас. Жизненный опыт детей дошкольного возраста обогатился новыми знаниями и представлениями о содержании ролевого общения, правилами, формулами, формами речевого этикета для эмоционального расположения собеседника в зависимости от ситуации общения, возраста, пола собеседника, цели взаимодействия. Дети научились анализировать, сравнивать, оценивать свои действия и действия другого человека, прогнозировать результаты деятельности и поведения.

Выполнение совместных творческих домашних заданий детей и родителей, психолого-педагогическое информирование и просвещение взрослых позволили повысить их компетентность в области соблюдения этикета межличностного общения, способствовали укреплению семейных связей, обогащению детско-родительских отношений. Родители отмечают, что решение задач по воспитанию культуры общения возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: «вместе найдём выход из трудного положения», «вместе обсуждаем проблему», «ведём диалог», «вместе познаём и делаем открытия, удивляемся». Родители осознали важность и необходимость развития коммуникативной грамотности детей.

Таким образом, организация и проведение специального коррекционно-развивающего обучения способствуют полноценному социально-психологическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Власова А.В. Павлова Л.И. Развитие личности ребенка: планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2011.

2. Годовникова Л.В., Возняк И.В. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы, диагностический комплекс. – Волгоград: Учитель, 2013.

3. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.

4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.

6. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения (основы коммуникации). - СПб.: ЛОИУУ. 1996.

7. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.Я. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со сверстниками и взрослыми (для детей от 3 до 6 лет). - СПб.: Детство - Пресс, 2010.

8. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: «Валери СПД», М.: ТЦ «Сфера», 2002.