РИСУЕМ НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ ИЛИ ДЕЛАЕМ ГИМНАСТИКУ НА ЗАНЯТИИ ПО РИСОВАНИЮ
Лебедева Елена Николаевна педагог дополнительного образования Детский сад № 23 «Солнечный город», г. Серов
Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка.
В соответствии с ФГОС ДО основными направлениями всестороннего развития дошкольников является физическое и художественно-эстетическое развитие. В аспекте сохранения физического и психологического здоровья, целесообразна интеграция данных направлений развития воспитанников.
Интеграция - это один из путей достижения качества образования, процесс сближения, создания единого целого.
Актуальность:
1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.
2. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.
3. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
4. Занятия способствуют развитию зрительно-мышечной памяти, более тесному контакту педагогов и воспитанников.
Интеграция физической культуры и изобразительной деятельности дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует развитию сенсорики, зрительно-мышечной памяти, формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.
В своей работе применяю как на занятиях по рисованию, так и на занятиях по физической культуре следующие игры-упражнения:
1. Упражнение «Носики – художники»
Цель: Укрепление и развитие мышц шеи, повышение функциональных возможностей дыхательной системы в сочетании с улучшением опорно-двигательного аппарата.
Материал: рулон обоев с графическими рисунками (их можно менять в зависимости от темы недели, усложнять, в зависимости от возраста и умелости детей), «носики-карандаши» из картона на резинке.
Выполнение: дети «обводят» рисунок надетым на нос наконечником в виде карандаша или конуса. Сначала помогая «носику» руками, потом выполняют рисунок только «носиком». Следить за аккуратностью повторения линий.
Вариативность: как динамическая пауза на занятия по изобразительной деятельности, как элемент утренней гимнастики, во время самостоятельной деятельности детей для снятия усталости.
2. Упражнение «Ножки-художники»
Цель: Укрепление и развитие мышц ног и брюшного пресса, развитие координации движений. Развитие интуитивного понимания другого человека.
Материал: бумага или картон, расположенные на полу, фломастеры.
Выполнение: дети садятся на стул, захватывают между двумя пальцами ноги фломастер, рисуют на картоне геометрические фигуры. Сначала одной ногой, потом другой, потом двумя ногами одновременно.
Усложнение: Дети «обводят» готовый графический рисунок.
Дети сидят на полу, а не на стуле.
Дети выполняют упражнение в паре: один ребёнок «рисует» ногой в воздухе геометрическую фигуру, другой угадывает её и повторяет уже на бумаге фломастером. Первый ребёнок «оценивает» отгадку.
3. Упражнение «Дружные ручки»
Цель: Укрепление мышц рук, развитие координации движений, глазомера.
Материал: бумага, расположенная на мольберте или стене, графические изобразительные материалы (мягкие карандаши, фломастеры или мелки).
Выполнение: дети встают напротив бумаги, держат карандаши в обеих руках и выполняют заданное изображение одновременно двумя руками. Сначала это могут быть линии, геометрические фигуры, затем рисунок можно усложнить: дерево, цветок, снеговик.
Усложнение: предложить нарисовать фигуру, выполняя движение синхронно, по часовой стрелке, затем – каждая рука движется в своём направлении симметрично (одна рука – по часовой стрелке, другая – против).
4.Упражнение «Рисуем вместе»
Цель: укрепление и развитие разных групп мышц, развитие координации движений, снятие напряжения, воспитание толерантности, умения чувствовать и доверять другому человеку.
Выполнение: дети берут большие карандаши (или имитаторы карандашей) и зажимают разными частями тела: локтевым сгибом, шеей, коленным сгибом, между ступнями, между ладонями, надевают картонные карандаши на нос, на палец ноги и т.п. Педагог на мультимедиа рисует простую картинку в программе Paint, дети синхронно повторяют рисунок.
Усложнение: дети работают в паре. Первый ребёнок завязывает глаза, второй ребёнок управляет рукой или ногой первого ребёнка – повторяет рисунок. Ребёнок с завязанными глазами должен угадать, что он рисовал.
5. Упражнение «Угадай, что рисую»
Цель: укрепление групп мышц рук, массаж; развитие зрительно-мышечного восприятия, воспитание толерантности, умения доверять другому ребёнку.
Выполнение: один ребёнок в воздухе или на спине (руке) другого ребёнка «рисует» геометрические фигуры, простые рисунки или буквы. Второй ребёнок угадывает, что изобразил, или на его теле «нарисовал» товарищ.
Выполнение: на полу расстелена полоса обоев, ребёнок ложится на спину таким образом, чтобы руки от ладоней до локтя оказались на бумаге. Берёт в руки фломастеры или мелки. Под музыку выполняет круговые движения руками, оставляя хаотичный рисунок. Впоследствии рисунок можно дорисовать до образа.
7. Игра «Скульптор»
Цель: снятие напряжения, развитие коммуникативных навыков.
Выполнение: первый ребёнок – натурщик, он выполняет какую-либо фигуру с помощью позы, жестов, мимики; второй ребёнок – глина или пластилин, он закрывает глаза и полностью подчиняется скульптору. Третий ребёнок – скульптор. Он «лепит» из «глины» такую же фигуру, как показал натурщик.
Таким образом, такое простое средство, как гимнастика, позволяет предотвратить нарастающее утомление и оказывается во многих случаях эффективнее лекарственных препаратов.