Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Луханина Ангелина Борисовна,
воспитатель
Малиновская Ольга Николаевна
воспитатель,
МДОУ «Детский сад №6 п. Новосадовый
Белгородского района Белгородской области»
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Финансовая грамотность является одной из ключевыхкомпетенций, необходимых для успешной жизни в современном обществе. В условиях быстро меняющегося экономического ландшафта, где финансовые решения становятся все более сложными и многообразными, важно, чтобы дети с раннего возрастаобладали базовыми знаниямии навыками, позволяющими им ориентироваться в мире финансов.
Дошкольный возраст представляет собой критически важный период для формирования основ финансового поведения, поскольку именно в это время закладываются базовые представления о деньгах, их значении и способах управления ими. Однако, несмотря на растущую значимость финансовой грамотности, в современных образовательных учреждениях наблюдается недостаток систематического подхода к обучению детей дошкольного возраста основам финансовых знаний.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью разработки и внедренияинновационных методов формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. В последниегоды наблюдается тенденция к интеграции финансового образования в образовательные программы, однако многие из существующих методик остаются устаревшими и неэффективными. В связи с этим, возникаетнеобходимость в исследовании и создании новых подходов, которые бы сделали процесс обучения более интересным и доступным для детей.
Одной из ключевых задач работы являетсяразработка инновационных игровых и интерактивных методик, которые будут способствовать более глубокому пониманию детьми основных финансовых концепций. Игровые методы обучения,как показывает практика,являются эффективным инструментом для вовлечения детей в процесс обучения, поскольку они позволяют сочетать обучение с игрой, что делает его более увлекательным и запоминающимся.
Финансовая грамотность, будучи неотъемлемой частью общего образования ребенка, требует особого подхода в дошкольном возрасте. Важно не только донести до детей базовыепонятия о деньгахи экономике, но и развивать практические навыки, которые помогутим ориентироваться в современном мире. Учитывая, что формирования финансовой грамотности начинается с ранних лет, целью являетсясоздание целостной образовательной среды, где образование происходит через игровую и практическую деятельность.
Инновационные методы воспитания в области финансовой грамотности включают использование игр и активныхформ обучения, таких как ролевые игры и проектная деятельность. Эти подходы позволяют детям усваивать важные аспекты финансовой жизни, начиная с осознания своих потребностей и заканчивая пониманием концепции бюджета. Например, игровые ситуации, в которых дети учатся делить ресурсы или принимать финансовые решения, предоставляют возможность для изучения основ экономического поведения.
Игра, как основной инструмент в обучении финансовой грамотности, способствует развитиюне только интеллектуальных, но и социальных навыков. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать свои действия и принимать решенияв рамках заданнойигровой ситуации. Взаимодействие с ровесниками также формирует у детей способность к совместной деятельности, что является важным аспектом финансовой грамотности, где коллективное принятие решений и дележ ресурсов — ключевые элементы. Примеры поведения взрослых имеют значительное влияние на формирование финансовой сознательности у детей. Родителии воспитатели не только объясняют, как правильно управлять деньгами, но и становятся живым примеромдля подражания. Как правило, дети перенимают привычки и подходы родителей к финансам. Поэтому важно обсуждать финансовые вопросыв семье, показывать детям, как принимаются решения о расходахи сбережениях, и вовлекать их в постановку задач на деньги.
Финансовая грамотность способствует формированию ответственного подхода к деньгам и экономическим ресурсам,необходимому для успешной жизни. Осваивая начальные понятия о деньгах, дети начинают понимать ценностьтруда и необходимость бережного отношенияк ресурсам. Это обеспечивает основаниедля формирования не только финансовых навыков, но и моральных и этических принципов, таких как честность и ответственность.
Важность внедрения финансовой грамотности в дошкольное образование основана на понимании, что базовые знания, полученные в этом возрасте, остаются с детьми на всю жизнь. Так, раннее обучение вопросам финансов помогает формировать у детей навыки критического мышления, и, таким образом, дает возможность принимать осознанные решения в будущем. Система образования должна быть готова использовать различныеинновационные методики для эффективного внедренияэтих знаний в регулярный процесс обучения.
Финансовая грамотность у детей дошкольного возраста может быть успешно сформирована посредством применения разнообразных методов и практик, которые акцентируют внимание на понимании ценности денег, их функциям и правилам обращения с ними. Основнымподходом является
объяснение детям, что деньги – это результат труда, и для их получения необходимы усилия и время.
Благодаря современным технологиям доступно множество ресурсов для обучения детей и их родителей. Книги посвященные финансовой грамотности становятся удобныминструментом для совместного семейного обучения, что позволяет создать общее поле для обсуждения вопросов,связанных с финансами. В контексте дошкольного образования успешно действуютдополнительны образовательные программы, представляющие собой кружки и секции, а также тематические конкурсы,позволяющие детям на практике ознакомиться с основами финансов.
Забота о формировании финансовых навыков может включатьв себя инициирование самостоятельных проектов, таких как продажа лимонада или выполнение небольших поручений за вознаграждение. Это помогает детям понять процесс зарабатывания денег и выработать у них чувство ответственного подхода к расходам.Игровые практики, такие как ролевыеигры и активные обсуждения тем, связанных с деньгами, способствуют созданию позитивного отношения к финансовым аспектам уже в раннем возрасте. Использование интерактивных методов помогает привлечь внимание детей, делает обучение увлекательным и доступным.
Одним из инновационных методовявляется «Ситуация месяца»,где педагог предлагает детям рассмотреть примеры из повседневной жизни, что позволяет вовлечь их в анализ и обсуждение обычных финансовых ситуаций. В рамках такого подхода могут быть использованы различные наглядные материалы, викторины, а также драматизации, что обеспечивает более глубокое пониманиетематики. Кроме того,совместное финансирование покупок,в которых участвуютдети, формирует у них представления о расходах и накоплениях, а также помогаетусвоить базовые принципы управления бюджетом.
Планирование расходовможет начинаться с элементарных бесед о возможностях и желаниях, что позволяет детям осознать, соотношение необходимых вещей и удовольствия. Обсуждение бюджета может стать стимулирующим фактором для формирования умений соотносить желания с возможностями, что важно для их будущей финансовой независимости. Дошкольникам также полезно предлагать участие в обсуждениях, гдеони могут высказывать свое мнение о расходах и планах, а также развивать критическое мышление.
Формирование финансовой грамотности в дошкольном возрасте следует строить на разнообразии форматов и подходов,которые обеспечивают возможность интерактивного и практического обучения.Важно, чтобы методы, применяемые в процессе обучения,учитывали интересы и возрастные особенности детей, делая акцент на увлекательные и вовлекающие активности. Только так возможно закладывать устойчивые навыки финансового управления и здорового отношенияк деньгам с раннего возраста, что поможет избежать финансовых проблем в взрослой жизни.
Список литературы:
1.Антонова Ю. В. Обсуждаем, рассуждаем и играем : креативные задания для детей по финансовой грамотности / Юлия Антонова ; художник И. В. Дедушева. - Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2022 - 56 с. : ил. - ISBN 978-5-7755-4580-2
2. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.
3. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.