Публикации
2024-06-17 11:17

Урок по технологии 5 класс. Фартук

<!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-536869121 1107305727 33554432 0 415 0;} @font-face {font-family:Calibri; panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-469750017 -1073732485 9 0 511 0;} @font-face {font-family:OpenSans; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-alt:"Times New Roman"; mso-font-charset:0; mso-generic-font-family:roman; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:0 0 0 0 0 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri",sans-serif; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} p {mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-margin-top-alt:auto; margin-right:0cm; mso-margin-bottom-alt:auto; margin-left:0cm; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman",serif; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-family:"Calibri",sans-serif; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} .MsoPapDefault {mso-style-type:export-only; margin-bottom:10.0pt; line-height:115%;} @page WordSection1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.WordSection1 {page:WordSection1;} --> Цели: ознакомить с различными способами пояса в зависимости от их назначения; научить обработке пояса обтачным швом; воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к используемому материалу; развивать умение анализировать способы обработки пояса, сравнивать их, уметь делать обоснованные выводы и умозаключения на основе сравнения. Методы обучения: эвристическая беседа, репродуктивный. Материально – техническое обеспечение урока: образцы пояса, демонстрационный стенд с поэтапной обработкой пояса фартука обтачным швом, учебники Технология, Обытовая швейная машина, мел, линейка, швейная игла, нитки х/б, ножницы, самооценочная таблица. Объект труда: фартук с нагрудником. ХОД УРОКА 1. Организационная часть Проверка наличия учащихся, осмотра внешнего вида, организация рабочего места, наличие учебных и рабочих принадлежностей, дидактических и вспомогательных пособий. Сообщить цели урока. 2. Актуализация прежних знаний учащихся Начинается с обобщающей беседы учителя с учащимися. Учитель: - Как мы с вами уже знаем с первых уроков, предмет Технология имеет отличительную специфику от всех других предметов, изучаемых в школе. Некоторые разделы нашего предмета требуют повышенного соблюдения правил техники безопасности и использования специальной одежды, которую мы сами с вами можем для себя изготовить. Давайте повторим: 1.Как правильно организовать рабочее место для выполнения ручных работ. На рабочем месте должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной работы. Всю работу следует выполнять на столе, обрабатываемую деталь держать перед собой. Во время выполнения ручных работ нужно следить за правильной посадкой. Напоминаем, что неправильное положение корпуса (туловища) вызывает усталость, снижает работоспособность, а также приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшает зрение и т. д. Правильная посадка во время работы заключается в следующем. *Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение. *Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд. *Голову слегка наклонить вперёд. *Нельзя опираться грудью о стол. *Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см. *При работе не следует ставить локти на стол. *Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30. *.В процессе работы следует периодически менять положение корпуса. * На столе должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, которые нужны для данной технологической операции. Инструменты для выполнения ручных работ – иглы и булавки, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента лежат в коробочке на углу парты. * После окончания работы необходимо убрать рабочее место. 2. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ. 3. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ. 1.Опасности в работе: повреждение пальцев иглой; попадание волос или краёв одежды во вращающиеся части швейной машины; поражение электрическим током. 2.Что нужно сделать до начала работы: застегнуть манжеты рукавов; проверить исправность машины; проверить перед соединением деталей, не остались ли в них ручная игла или булавки. 3.Чего нельзя делать во время работы: устанавливать шпульный колпачок, заправлять верхнюю нитку при включенной машине; класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины; передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине. 4.Что нужно сделать по окончании работы: выключить машину; убрать рабочее место. Рабочее место для выполнения машинных работ - это стол, на котором установлена швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали. При работе на швейной машине очень важна правильная посадка. Следует сидеть прямо, слегка наклонив корпус и голову вперёд. Расстояние от глаз до обрабатываемого предмета должно быть 30-40 см. Кисти рук располагают на платформе машины, локти - на уровне со столом. Во время работы на швейной машине рабочее место должно быть хорошо освещено. - В ваших тетрадях есть план пошива фартука. Давайте вспомним, в какой последовательности осуществляется изготовление фартука? По ходу ответов учитель уточняет и дополняет ответы учащихся, подводит итог беседы: - Молодцы, хорошо все вспомнили. А теперь, кто ответит: 1. Какую роль выполняет пояс фартука? (Может служить для поддержки, завязывается на талии сзади.) 2. Почему при раскрое фартука мы раскроили две детали пояса? (Потому, что они парные, их две для нашей модели фартука). Но может быть один – для модели фартука с отрезной грудкой. 3. Изучение новых понятий и способов действий В наших учебниках Технология, очень хорошо преподнесена технология обработки пояса обтачным швом (стр.164). 1.Деталь пояса разложить на столе, сложить вдоль пополам лицевой стороной внутрь, сколоть булавками. 2.Сметать деталь пояса с двух сторон. 3.Обтачать деталь с двух сторон. Ширина шв=10 мм. 4.Удалить строчку временного назначения, припуски шва в углах срезать на расстоянии 2 мм от строчки обтачивания, чтобы углы не потеряли свою прямоугольную форму. 5.Вывернуть деталь пояса на лицевую сторону при помощи карандаша. 6.Выправить швы и углы детали пояса. 7.Ваше изделие будет хорошо выглядеть тогда, когда оно будет выполнено очень аккуратно. Ни одна, даже очень интересная модель фартука не будет красиво выглядеть, если она будет выполнена неаккуратно. Поэтому выполняем обтачной шов Выметать деталь на расстоянии 2 мм от шва, располагая шов точно на сгибе. 8.Приутюжить пояс, удалить СВН, снова приутюжить. Так же обработайте вторую деталь пояса. 9. Проверить качество готовых деталей пояса. Надеюсь, что сегодня на уроке вы сможете обработать пояс фартука обтачным швом, не допустив при этом серьезных ошибок. 4. Практическая работа. Выполнение работы по инструкционным картам учебника. Задачей этого элемента урока является выработка первоначальных навыков обработки пояса фартука обтачным швом. Он осуществляется посредством показа приемов работы на рабочем месте, сопровождается комментариями учителя. Физкультурная пауза. Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем (раз, два, три, четыре, пять ) Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 5.Закрепление изученного материала. 1. Почему после выполнения каждой операции шов приутюживают? 2.Какие стежки временного назначения мы использовали на уроке? 6.Анализ наиболее характерных ошибок, допущенных учащимися при выполнении работы. Оценка выполнения практической работы: учитывать - самостоятельность в работе, правильность и аккуратность, ответы на вопросы. 7.Подведение итогов занятия. (рефлексия) Что нового узнали на уроке? Что научились делать? Самооценка детьми собственной деятельности. Выставление оценок. Приложение 1. ЗагадкиЦели: ознакомить с различными способами пояса в зависимости от их назначения; научить обработке пояса обтачным швом; воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к используемому материалу; развивать умение анализировать способы обработки пояса, сравнивать их, уметь делать обоснованные выводы и умозаключения на основе сравнения.

Методы обучения: эвристическая беседа, репродуктивный.

Материально – техническое обеспечение урока: образцы пояса, демонстрационный стенд с поэтапной обработкой пояса фартука обтачным швом, учебники Технология, Обытовая швейная машина, мел, линейка, швейная игла, нитки х/б, ножницы, самооценочная таблица. Объект труда: фартук с нагрудником.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

Проверка наличия учащихся, осмотра внешнего вида, организация рабочего места, наличие учебных и рабочих принадлежностей, дидактических и вспомогательных пособий.

Сообщить цели урока.

2. Актуализация прежних знаний учащихся

Начинается с обобщающей беседы учителя с учащимися.

Учитель: - Как мы с вами уже знаем с первых уроков, предмет Технология имеет отличительную специфику от всех других предметов, изучаемых в школе. Некоторые разделы нашего предмета требуют повышенного соблюдения правил техники безопасности и использования специальной одежды, которую мы сами с вами можем для себя изготовить. Давайте повторим:

1.Как правильно организовать рабочее место для выполнения ручных работ.

На рабочем месте должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной работы. Всю работу следует выполнять на столе, обрабатываемую деталь держать перед собой.

Во время выполнения ручных работ нужно следить за правильной посадкой. Напоминаем, что неправильное положение корпуса (туловища) вызывает усталость, снижает работоспособность, а также приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшает зрение и т. д. Правильная посадка во время работы заключается в следующем.

*Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.

*Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.

*Голову слегка наклонить вперёд.

*Нельзя опираться грудью о стол.

*Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.

*При работе не следует ставить локти на стол.

*Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30.

*.В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

* На столе должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, которые нужны для данной технологической операции. Инструменты для выполнения ручных работ – иглы и булавки, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента лежат в коробочке на углу парты.

* После окончания работы необходимо убрать рабочее место.

2. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

3. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

1.Опасности в работе: повреждение пальцев иглой; попадание волос или краёв одежды во вращающиеся части швейной машины; поражение электрическим током.

2.Что нужно сделать до начала работы: застегнуть манжеты рукавов; проверить исправность машины; проверить перед соединением деталей, не остались ли в них ручная игла или булавки.

3.Чего нельзя делать во время работы: устанавливать шпульный колпачок, заправлять верхнюю нитку при включенной машине; класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины; передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине.

4.Что нужно сделать по окончании работы: выключить машину; убрать рабочее место.

Рабочее место для выполнения машинных работ - это стол, на котором установлена швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали. При работе на швейной машине очень важна правильная посадка. Следует сидеть прямо, слегка наклонив корпус и голову вперёд. Расстояние от глаз до обрабатываемого предмета должно быть 30-40 см. Кисти рук располагают на платформе машины, локти - на уровне со столом. Во время работы на швейной машине рабочее место должно быть хорошо освещено.

- В ваших тетрадях есть план пошива фартука. Давайте вспомним, в какой последовательности осуществляется изготовление фартука?

По ходу ответов учитель уточняет и дополняет ответы учащихся, подводит итог беседы: - Молодцы, хорошо все вспомнили.

А теперь, кто ответит:

1. Какую роль выполняет пояс фартука? (Может служить для поддержки, завязывается на талии сзади.)

2. Почему при раскрое фартука мы раскроили две детали пояса? (Потому, что они парные, их две для нашей модели фартука). Но может быть один – для модели фартука с отрезной грудкой.

3. Изучение новых понятий и способов действий

В наших учебниках Технология, очень хорошо преподнесена технология обработки пояса обтачным швом (стр.164).

1.Деталь пояса разложить на столе, сложить вдоль пополам лицевой стороной внутрь, сколоть булавками.

2.Сметать деталь пояса с двух сторон.

3.Обтачать деталь с двух сторон. Ширина шв=10 мм.

4.Удалить строчку временного назначения, припуски шва в углах срезать на расстоянии 2 мм от строчки обтачивания, чтобы углы не потеряли свою прямоугольную форму.

5.Вывернуть деталь пояса на лицевую сторону при помощи карандаша.

6.Выправить швы и углы детали пояса.

7.Ваше изделие будет хорошо выглядеть тогда, когда оно будет выполнено очень аккуратно. Ни одна, даже очень интересная модель фартука не будет красиво выглядеть, если она будет выполнена неаккуратно.

Поэтому выполняем обтачной шов Выметать деталь на расстоянии 2 мм от шва, располагая шов точно на сгибе.

8.Приутюжить пояс, удалить СВН, снова приутюжить.

Так же обработайте вторую деталь пояса.

9. Проверить качество готовых деталей пояса.

Надеюсь, что сегодня на уроке вы сможете обработать пояс фартука обтачным швом, не допустив при этом серьезных ошибок.

4. Практическая работа.

Выполнение работы по инструкционным картам учебника.

Задачей этого элемента урока является выработка первоначальных навыков обработки пояса фартука обтачным швом. Он осуществляется посредством показа приемов работы на рабочем месте, сопровождается комментариями учителя.

Физкультурная пауза.

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

(раз, два, три, четыре, пять )

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

5.Закрепление изученного материала.

1. Почему после выполнения каждой операции шов приутюживают?

2.Какие стежки временного назначения мы использовали на уроке?

6.Анализ наиболее характерных ошибок, допущенных учащимися при выполнении работы. Оценка выполнения практической работы: учитывать - самостоятельность в работе, правильность и аккуратность, ответы на вопросы.

7.Подведение итогов занятия. (рефлексия)

Что нового узнали на уроке? Что научились делать?

Самооценка детьми собственной деятельности.

Выставление оценок.

Приложение 1. Загадки