Публикации
2024-12-11 14:26

НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуками"

Антипина Мария Ильинична

Воспитатель

МБДОУ ЦРР Д\сад №33 «Теремок»

Г.Якутск

НОД по обучению грамоте «Знакомство со звуком «ш» и буквой Ш». (конспект разработан с использованием развивающих игр Воскобовича)

Цель: познакомить детей со звуком « ш » и буквой «Ш»;

Задачи:

Соотносить букву -Ш- со звуком –ш-.

Развивать фонематический слух, внимание, координацию речи и движения, мелкую моторику рук

Продолжать знакомить с играми Воскобовича

Формировать доброжелательность и самостоятельность.

Оборудование:

игровое пособие по обучению чтению В.Воскобовича

Шнур затейник; Квадрат двухцветный , Филимон Коттерфильд



Ход занятия

- Добрый день! Уважаемые зрители!

Начинаем выступление! Цирковое представление!

В цирке очень хорошо. Всюду празднично, светло!

Здесь звенит веселый смех! Приглашает в гости всех.

-Ребята! Я очень рада видеть вас .Ребята а вы любите цирк? У нас сегодня цирковое представление и я приглашаю вас занять свои места в зрительном зале.(Садятся на ковер)

В: Под звуки марша, под свет синих прожекторов на арену друг за другом выходят артисты-акробаты и выстраиваются в ряд.

Начинается программа.

Этот номер трудный самый!

На арене – акробаты,

Лучшие в мире циркачи!

В: Ребята, вы узнали этого артиста-акробата? Кто это?

Д: Это Арлекин.

В: Какая любимая песенка Арлекина? Помогайте Арлекину петь.

Д: А-а-а.

В: А этого акробата вы узнали? Поможем ему спеть его любимую песенку.

Д: Это Орлекин и его любимая песенка О-о-о.

В: Следующий акробат. Кто же это? И какая его любимая песенка?

Д: Это Урлекин и его песенка У-у-у.

В: Зазвучали фанфары и вот перед каждым артистом появились волшебные сундучки. Открывает свой сундучок Арлекин и на зрителей посыпались: ананасы, апельсины. Что еще? ( Дети продолжают).

В: Что может появиться из сундучка Орлекина?

Д: облако, обруч и т.д.

В: Открывает свой сундучок Урлекин. Что же появилось из его сундучка?

В: На арену выходит новый артист. А узнать его поможет стихотворение. Подумайте, какой звук встречается в ней чаще других? ( Дети слушают).

Шмель и шершень шумно жили

На машине швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой ширины

Д: Звук «ш».

В: Давайте произнесем звук «ш» все вместе. Когда мы его произносим, язык за верхними зубами, зубы сближены, а губы

округлены. Значит во рту есть преграда для его произношения.

Как вы думаете звук «ш» - гласный или согласный?

Д: согласный.

В: Твердый или мягкий это звук?

Д: Твердый.

В: Каким цветом мы будем его обозначать?

Д: Синим.

В: Верно. Это согласный твердый звук. И этот звук никогда не бывает мягким.

А сейчас давайте поиграем в игру «Придумай слова»? Вы будете придумывать слова со звукам –ш-, но звук может быть в начале слова, в конце или в середине слова.

Шарик, шишка, мышка, широкий, камыш.

( На доске выставляется буква Ш).

Посмотри на букву Ша

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Е

В. Ребята, чем отличаются звуки от букв?

В. А сейчас антракт.

( Дети встают )

Физминутка.

По дорожке мы пойдем

В цирк с тобою попадем

Руки вверх, руки вниз

Не спеши , не торопись

Выше руки поднимай

Дружно, весело шагай!

Внимание! Сейчас вы увидите необычное музыкальное представление.

В: В нашем представлении могут принимать участие и зрители.

Давайте произнесем и прохлопаем ,протопаем чистоговорки.

Ша –ша - ша – на столе стоит лапша.

Шу – шу – шу – мы поели всю лапшу.

Ши – ши – ши – мы теперь сидим в тиши.

Шо – шо – шо – в цирке хорошо.

В. Вы были внимательными и справились с заданием.На этом наше представление не заканчивается (Проходят в спальню)

Перед вами выступит Филимон Коттерфильд. Небывалые трюки! Опасные виражи! Дикие змеи становятся ручными! Змея бросается на щит и шипит . Но Филимон Коттерфильд взмахивает жезлом и змея послушно ползет. Но в корзине так много змей, что без нашей помощи Коттерфильду не справиться. Поможем? (ДА)

Возьмите змею это шнур-затейник ,щит это- игровое поле и слушайте внимательно. Начинаем работу с верхнего левого угла. (Дети вышивают при помощи шнура затейника букву Ш)

-Выныриваем

-2 шага вниз. Огибаем

-2 шага вправо. Огибаем

-1 шаг наверх, Огибаем

-1 шаг вниз, огибаем

-2 шага вправо. Огибаем

2 шага верх . Нырнули

Молодцы ребята!

В: Представление продолжается (проходят в группу)

У наших циркачей есть волшебный головной убор. А чтобы узнать что это вы должны разгадать загадку.

Кто-то свяжет, кто сошьёт,

Ту, что на голове живёт,

И в мороз не заменима,

Уши вам согреет в зиму.

(Шапка.)

В: Ребята давайте с вами разберем слово Шапка. Подойдите к столам , где стоят коробочки(Дети начинают работу)

Какой первый звук?

Д: -ш-;

В: Это какой звук гласный или согласный, и каким цветом мы будем его обозначать?

Д: Согласный, синим.

В: Молодцы! Какой второй звук в этом слове?

Д: -а-;

В: Это какой звук гласный или согласный, и каким цветом мы будем его обозначать? И.т.д.

В: Ребята, сколько звуков в этом слове, давайте посчитаем?

Д: 5;

В: Ребята, сколько слогов в этом слове?

Д: 2;

В: Давайте с вами проверим. Ваня прохлопай. Яна протопай. Аня подставь кулачек к подбородку. Саша простучи.

В: Молодцы! А какое есть самое главное правила по подсчёту слогов в слове?

Д: Сколько гласных, столько и слогов.

В: Я вам предлагаю придумать предложение со словом ШАПКА , которое состоит из трех предложений. Кто хочет выйти и нарисовать схему? (Дети придумывают предложение из 3-х слов. Серёжа надел шапку).

В: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием.

Л: Представление закончилось.

Расставаний приходит пора,

Но не будем грустить на прощанье,

Новой встрече мы рады всегда.

Цирк чудес говорит «до свиданья».

-А мы на прощание сложим для наших гостей из волшебных квадратиков звезду счастья и удачи. (дети складывают из квадрата Воскобовича звёздочки-дарят гостям)

В: Ребята, с каким звуком и буквой вы сегодня познакомились? Какое задание для вас было самым сложным, а какое самое лёгкое? А какое самое интересное? Молодцы!

-Ребята, вы сегодня были активны и веселы, со всеми занятиями справились. Я предлагаю взять интервью у наших гостей, понравилось ли им наше цирковое представление и что им запомнилось больше всего