Конференции
Апрель 2023

К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ ТЕОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Хланта Максим Владимирович
старший преподаватель
Тульская духовная семинария, Тульский государственный университет, г. Тула

Понимание теологии как «изучение божественного», является характерным для большинства обывателей, которые когда-либо слышали этот термин или встречали данное понятие. С подобной точки зрения теология делает попытки дать ответ на вечные философские вопросы: «кто мы и откуда пришли», «почему мы здесь?», «кто всем управляет?» и прочие. Светская же наука ставит под сомнение само понятие «верховного разума», идею о существовании Бога. Отметим, что в средневековье теология, а вернее сказать богословие, была неотъемлемой частью науки, и все происходящие события описывались в канве библейских законов. Актуальность пробле мы научности теологии с точки зрения изучения истории науки и филосо фии абсолютно не вызывает сомнений [3].

Среди вопросов, которые задают в настоящее время ученые по отношению к теологии: какое ме сто она занимает в современной картине научного познания и какова ее роль [10].

Конечно, отвечая на эти вопросы, мы должны использовать объективный подход. Следует отметить, что взгляды ученых разделяются на две точки зрения. Одни исследователи пытаются доказать, что теология - это наука, другие же придерживаются иного мнения и счи тают, что теология не имеет ничего общего с наукой, порой даже называют ее «псевдонаучным знанием», относят ее к категории мифов и легенд.

Во-первых, кратко обобщим точку зрения ученых, которые рассматривают теологию как метод познания, который понимается как характеристика особого об раза действительности, основанного на признании Божественного начала в качестве основного принципа миропорядка. В данном подходе теология понимается не только как процесс внешнего мироустройства, но и как процесс внутреннего развития [5]. Какова идея теологии? Она провозглашает един ство Мира в мистическом единстве тела и духа человека. Это является ве личайшим достижением человеческой мысли. Именно поэтому, воспита ние человека следует начинать с идеи единства Мира. В заповедях, зако нах, канонах обобщается положительный исторический опыт отношения между людьми и между человеком и природой. Теология провозглашает эти законы в качестве всеобщего закона всемогущего Творца.

В настоящее время можно отметить факт того, что ученые высказывают мнение о научности теологии, считают это вполне доказуемым. В качестве примера можно привести высказывание со временного российского известного и авторитетного исследователя, философа науки В. С. Степина, который приходит к выводу, что: «Возникают новые ситуации диалога науки и религии, которые вносят определенные измене ния в прежний статус полной автономии и самоценности научных иссле дований» [13, с. 22]. Это говорит о том, что при взаимодействии науки и ре лигии возможно решать возникающие проблемы более рационально.

Также в качестве доказательства научности теологии можно обратиться к существующему мнению, что основным средством «против научно-технической цивилизации», против секулярного мира может служить подход к данной проблеме, который включает в себя как отношение с научной точки зрения, так и согласно нравственным нормам [8]. Преимуществом в решении данной проблемы является тот факт, что при таком ее рассмотрении трезво оценива ется потенциал нашего разума. Эта особенность свойственна как для хри стианского богословия, в котором человеческий разум не идентифицируется с божественным, так и для философов-сенсуалистов. Русский общественный деятель и философ XX века Н.А. Бердяев в своих работах утверждал, что все истины равны и нет высших или низших истин, а так же считает, что о законах природы учит наука, но в то же время наука отрицает возможность чудесного. Он пишет: «Тот высший гнозис, который дает нам вера, не отменяет истин науки как низших» [2, с. 50]. Проанализировав мнения ученых, упомянутых выше, можно сделать вывод о том, что в настоящее время наблюдается тенденция к синтезу науки и религии.

Одной из отличительных черт теологии является то, что она не открывает ниче го нового, в отличие от светской науки. Так, протопресвитер А. Шмеман в своих работах отмечает, что богословие не открывает ничего нового, поскольку все уже известно. Тем не менее, теология играет огромную роль в установлении баланса между понимаем научно-образовательной традиции и научно-образовательных инноваций [9].

Отметим, что не все ученые согласны с тем мнением, что теология имеет научное обоснование, так как понятие «теология» определяется не только как молитвенное богопознание, таинство соединения с Богом во Христе, но и как дискурсивная практика [9]. В виду этого, в настоящее время весьма остро стоит проблема разделения науки и теологии.

Отметим, что до сих пор в со временном мире ученые стремятся опровергнуть теорию творения мира Богом. Поиском и исследованием «начала мира» занимаются многие исследовательские лаборатории, группы ученых, даже специально был разработан Большой Адронный Коллайдер.

Теология была адекватна и идеологически оправдана в период ранних ци вилизаций до средних веков, то есть на уровне основы производства, которое глобально не менялось на протяжении весьма длительного времени. Наша ци вилизация, которая является высокотехнологической, не может объясняться теологией. Большинство философов продолжают придерживаться по ложения о том, что необходимым критерием научности для изучения рели гии является принципиальное отведение возможности воздействия сверхъ естественного [9]. Материалистическая точка зрения заставляет взглянуть на проблему научности следующим образом: «Научно только исследова ние, не допускающее вмешательство Бога, потому что исследование, до пускающее вмешательство Бога, не научно» [13, с. 24]. Так, например, Б. Л. Лобовик считает, что наука и религиозное сознание несовместимы, так как научные положения и выводы подтверждаются общественно- исторической практикой. По их мнению, религия противоречит дейст вительной природе вещей и основывается на легендах и мифах. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наука и религия имеют разное происхождение: в основе религии лежит нечто сверхъестественное, недоказанное и недока зуемое. Что же касается науки, то она конкретна и опирается на уже дока занные факты. Эта мысль подтверждается в «Основах социальной концеп ции Русской Православной Церкви», в которых закреплены правила соот ношения научного и религиозного познания: «Научное и религиозное по знание имеют совершенно различный характер. У них разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой. Религия не занима ется вопросами устройства материи» [7].

В Государственном образовательном стандарте по направлению теологии дается определение, на основе которого можно признать теологию на учной дисциплиной. «Теология - это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институциональных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религи озной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, ар хеологические памятники истории религий, историю и современное со стояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Предметом теологии являются накоплен ные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, па мятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное бо гатство». [12, с. 116]. Теология проводит глубокий анализ религиозных фе номенов. Но включение теологии в научную отрасль будет обоснованно только тогда, когда данное понятие будет трактовано как отрасль знаний, направленная на изучение религии с позиции религиозной веры [6].

Признание теологии наукой, с одной стороны, открывает более широкие перспективы выпускникам конфессиональных учебных заведений (семинарий, академий) и кафедр (факультетов) теологии, обеспе чивает им свободный доступ к светским организациям, в том числе обра зовательным, с другой же – в результате введения теологии в научную об ласть теряется уникальность теологии, ее особое положение.

На протяжении последних двадцати-тридцати лет российская высшая школа стремилась стать конкурентоспособной на мировом образовательном рынке. Этим вызвана модернизация отечественного образования, которая нашла отражение в смене образовательных стандартов по направлению «теология». Это в свою очередь, должно было изменить и представление о профессиональной деятельности выпускников данных направлений.

В этой связи интересной научной задачей представляется проследить изменения в характеристиках областей и видов профессиональной деятельности, зафиксированных в стандартах разных поколений уровня бакалавра для обозначения границ профессиональной деятельности теолога. Отметим, что в стандартах по направлению «теология» начиная с 2002 г. и по сей день перечень видов деятельности постоянно расширялся и конкретизировался. Разработчики стандартов по теологии все больше стремились придать профессиональной деятельности теолога прикладное измерение.

Интересным фактом является то, что с того момента как государство признало теологию научной специальностью, религиоведение и теология начали пересекаться и вторгаться в области друг друга. Дискуссии в понимании статусов религиоведения и теологии нашли отражение в соответствующих стандартах высшего образования, в определенном дублировании областей и видов профессиональной деятельности.

Важной составляющей образования в ВУЗе являются практики как один из способов формирования и применения полученных в ходе учебного процесса компетенций. Типы практик находятся в прямой зависимости от видов деятельности, на которые ориентирована образовательная программа. Для теологического образования как, впрочем, для гуманитарного образования в целом, наиболее распространенными видами практик являются практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе научно-исследовательской деятельности и практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, в том числе педагогическая практика. Таким образом, перечисленные виды практик отражают те виды профессиональной деятельности, которые заданы образовательным стандартом: педагогическую, научно-исследовательскую и организационно-управленческую.

Отметим, что образовательный стандарт по направлению «теология» предлагает весьма разнообразные виды профессиональной деятельности и соответствующие им виды практик в зависимости от направлений (ФГОС 48.03.01 Теология): в рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности - научно-исследовательской, педагогической, просветительской, экспертно-аналитической, представительско-по-среднической, социально-практической, организационно-управленче-ской [4].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что теология весьма многообразна по своей структуре. С одной стороны, богословие - это практика богообщения, духовная жизнь. А с другой стороны - это сис тематизация религиозных истин, опыта и деятельности. В первом случае теология не является наукой. Во втором случае можно отнести теологию к научному знанию [1].

Однозначного ответа на вопрос о научности теологии, скорее всего, не существует. Не известно, сколько времени потребуется нашему обществу на то, чтобы окон чательно поставить точку в решении данного вопроса и вообще надо ли нам это сделать. Статус теологии – один из вечных философских вопросов, которые каждая эпоха наполняет новым содержанием. Статус теоло гии в вузах – вопрос уже решенный, в Европе достаточно давно, в России относительно недавно.

Нужна ли теология именно в российских вузах? Однозначный ответ – да. Россия – традиционно православная страна, но и другие традиционные конфессии оказали свое влияние на развитие нашего государства. Сохранить культурную идентичность, вести про светительскую работу, поддержать сохранение нравственных ценностей общества в условиях мировоззренческого кризиса современности, во время переоценки традиционных российских ценностей – все это способно де лать классическое гуманитарное теологическое образование. Его потенциал все еще недооценен и мало ис пользуется, несмотря на то что в России уже более двух десятков лет действуют кафедры и факультеты теологии, имеющие государственную лицензию и аккредитацию, функционируют духовные семинарии и академии. Хотелось бы чтобы попытка именно научного понимания тео логии обогатила ее содержание, взгляд ученого, а не верующего нашел в ней то, что ранее ускользало от анализа.

Список литературы

1. Антонов К. «Теология – это наука о церкви как некоторой фактической данности…» Ответы на вопросы редакции // Государство, религия, церковь в России и за рубежом.2016. Т. 34. № 3. С. 200-204.

2. Бердяев Н.А Философия свободы. М.: Правда, 1989. 607 с.

3. Грязнова Е.В. Предмет философии науки // NB: Философские исследования. 2019. № 6. С. 514-529.

4. Егоров С. Краткая история российских государственных стандартов по теологии // РОСХВЕ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cef.ru/infoblock/publications/newsitem/article/1506536 (дата обращения: 25.03.2023).

5. Колесников С.А. Современная теология и современная наука: перспективы сотрудничества // Христианское чтение. 2018. № 5. С. 73-84.

6. Круглый стол в редакции журнала на тему «В чем научность теологии?» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 205-223.

7. Мальцева С.М., Воронкова А.А., Бушуева А.А. Формирование методологической культуры педагога-исследователя в процессе изучения дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 7-2. С. 140-144.

8. Мальцева С.М., Сулимова И.Д. Невротические ценности в культуре общества потребления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 51-56.

9. Никольский В.С. О признании теологии в качестве отрасли научного знания // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 112-119.

10. Сундеева М.О., Татаренко М.А., Гнетова Л.В. Конституция российской федерации о признании прав и свобод человека и гражданина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015. № 5-2. С. 202-204.

11. Федосеева Е.Ю. Теология как наука: за и против // Симбирский научный вестник. 2013. № 1 (11). С. 165-170.

12. Хмелевская С.А. Теология: современные подходы к осмыслению концептуального статуса // Социально-политические науки. 2013. № 2. С. 56-61.

13. Яковенко И.А. Проблема соотношения религиозного и научного знания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 3. С. 20-28.