Конференции
Декабрь 2022

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Харчевникова Нина Анатольевна
воспитатель
МДОУ "Детский сад "Аленький цветочек" г. Надыма"

Цитата известного французского писателя - Антуана де Сент-Экзюпери не потеряла своей актуальности и в настоящее время: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов; обучите их приёмам и способам, которые помогут их постигать».

И действительно, в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не столько владение знаниями, а в первую очередь, умение добывать эти знания самому, умело оперировать ими, применять их.

Научить ребёнка добывать знания возможно только в том случае, если ребёнок проявляет активность в процессе познания. Познавательная активность нацелена на увлечённое принятие детьми информации, на уточнение и углубление знаний, на самостоятельный поиск ответов, на поставленный вопрос, на умение сравнивать, анализировать, задавать вопросы. Я думаю, что, развивая, познавательную активность детей, мы помогаем ребёнку быть успешным в будущем, повышаем его компетентность в различных видах деятельности.

В процессе работы с детьми я столкнулась с тем, что дети стали реже задавать вопросы познавательного характера, недостаточно проявлять стремление к новым знаниям.

Проведя мониторинг уровня познавательной активности детей, я увидела такие результаты:

41% - детей имеют низкий уровень познавательной активности, что проявлялось в том, что дети утрачивали интерес к выполнению заданий при затруднениях, нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания. 47% - показали средний уровень. Дети проявляли интерес к исследовательской деятельности, но совместно со взрослым. И лишь 12% детей имели высокий уровень сформированности познавательной активности.

Я начала свою работу в поисках «универсального средства», которое помогло бы мне привлечь детей к познанию, к исследовательской деятельности. И пришла к выводу, что посредством кейс-технологии можно решить данные задачи.

Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или смоделированных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.

Идеи кейс-технологии весьма просты:

· акцент обучения делается не на овладение готовыми знаниями, умениями, а на их поиск, анализ, на совместную деятельность детей и педагога;

· главное предназначение кейс-технологии - развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией;

· результатом использования кейс-технологии выступают знания, умения и навыки, опыт деятельности;

· при использовании кейс-технологии преодолевается пассивное отношение детей к познанию, отрабатываются умения высказывать, аргументировать, анализировать, доказывать, строить диалог.

Ведущей педагогической идеей использования кейс-технологии для меня является интеграция. Межпредметная интеграция, интегративная предметно-пространственная развивающая образовательная среда, интеграция разных видов деятельности.

Каким образом это работает, рассмотрим на примере конкретного кейса «Споры о соли».
Детям предлагается видеосюжет, герои которого ведут спор о том, полезна ли соль или несет опасность для человека. В ходе диалога дети выходят на мысль о том, что для подтверждения той или иной гипотезы им необходимо исследовать соль, используя различные знания, умения и способы.

Межпредметная интеграция. Дети исследуют и изучают объект (соль) с разных предметных областей (основы химии, физики, географии, истории). Например, опытным путем дети узнают о различных свойствах соли, в т.ч., что соль может являться альтернативным источником энергии, об истории возникновения соли, о том, что в разных географических местностях – разные виды соли. Тем самым, межпредметная интеграция способствует формированию целостной картины мира у детей, а также формированию функциональной грамотности.

Интегративная предметно-пространственная развивающая образовательная среда,
которая работает на формирование у детей самостоятельности, инициативности и любознательности. В кейсе про соль я использовала техносреду детского технопарка «КВАНТиК», среду группы. Например, для исследования силы энергии в соленой воде я использовала цифровую лабораторию Наураша, для изучения свойств соли я использовала наборы для опытов «Юный химик», «Профессор Эйн».

Интеграция различных видов деятельности: исследования, творчества, игры, конструирования, познания. В кейсе про соль интеграция осуществлялась следующим образом: изучив соль, дети узнали, что соль можно использовать и в творчестве. Например, сделать поделки из соленого теста, нарисовать красивые и необычные картины с помощью разных видов соли, придав им, разные цвета с помощью мела, гуаши. Также можно создать шумовые музыкальные инструменты и игрушки.

В рамках данной технологии я использую и другие приемы, что обусловлено теми затруднениями, с которыми я столкнулась на начальном этапе использования технологии:

- дети старшего дошкольного возраста не владели навыками сотрудничества: детям было сложно договориться, распределить роли в групповой работе, не все дети включались в работу;

- дети испытывали трудности в представлении (презентации) итогов своей работы, что зачастую было связано с затруднением в формулировке выводов, полученных в ходе работы.

С целью решения развития навыков сотрудничества я использовала следующие приемы: словесную мотивацию, поддерживая позитивную, доброжелательную атмосферу внутри группы, обращала внимание детей на правила сотрудничества в группе.

Для того чтобы детям было легче формулировать выводы, я использовала интеллект-карты, в которые дети вносили результаты своей работы. Данный метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более обширной точки зрения, охватить его «единым взором» и воспринять его как единое целое.

Итоговый мониторинг позволил отметить следующие результаты:

- у детей повысился интерес к исследовательской деятельности;

- дети постепенно учатся работать в команде, слушать друг друга, распределять роли, помогать друг другу;

- практически у всех детей выросла инициативность в поиске новых способов обращения с предлагаемым объектом.

- у детей появился момент «обдумывания» - когда ребёнок в определённый момент, исчерпав свои возможности, не уходит из ситуации, а пытается найти новое решение (будь то головоломка, или опыт, или рисование, и т. д.).

- повышение познавательной активности проявляется и в повседневных отношениях. Дети стали больше интересоваться темой занятия, подготовкой материала.

Таким образом, обеспечение интеграции на всех трех уровнях способствует развитию познавательной активности, целостной картины мира у детей дошкольного возраста.

На мой взгляд, кейс-технология, несёт в себе большие возможности для развития познавательной активности детей. Ребёнок, который научился думать, сопоставлять, сравнивать, искать, добывать знания, самостоятельно применять их в разных ситуациях, не боится делать ошибки, идти к поставленной цели – непременно впитает в себя такие качества, как инициативность, креативность, умение найти выход в сложной ситуации, а это в свою очередь поможет ему быть успешным.

Список литературы

1. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт. – М.: Дрофа, 2007. – 329 с.

3. Неустроева Милидора Изотовна Кейс-технология в образовательном процессе // European science. 2016. №12 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologiya-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 18.12.2022).

4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2008. – 272 с.

5. Шимутина Е.Н. Кейс-технологии в учебном процессе // Образовательные технологии. - 2009. - №2. – С. 172-179.