Конференции
Январь 2023

ЗНАКОМСТВО С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ ХАКАССКОГО НАРОДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Горностаева Евгения Владимировна
воспитатель
Рассказова Анастасия Николаевна
воспитатель
Краузе Елена Владимировна
инструктор по физической культуре
МБДОУ детский сад «Гнёздышко», г. Черногорск

Одна из основных задач всех учреждений культуры и образования Республики Хакасия- это выработать общую установку на принятие человека другой национальности, способствовать формированию такого качества личности, как активная толерантность, которую можно обозначить словами: «понимание+ сотрудничество+ партнерство».

Образовательное учреждение является основным ресурсом развития любого этноса, центром сохранения и возрождения самобытной культуры, уклада, быта и традиций, духовного развития Хакасского народа, его языка, обычаев, национальных культур. Именно родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Изучив весь материал, мы поставили перед собой следующие задачи по приобщению детей к истокам хакасской культуры:

ü Познакомить с национальными бытовыми предметами и фольклором (сказками, песнями, пословицами, поговорками, играми).

ü Приобщать к народной культуре через народные праздники и традиции.

ü Воспитывать осознанно – правильное отношение к природе Хакасии, к животному и растительному миру.

ü Знакомить с историей появления малых скульптурных форм, народных промыслов и хакасской декоративной росписью.

Поставленные задачи реализуем через разные формы работы: экскурсии, выставки, праздники, сотрудничество с творческими людьми, продуктивная творческая деятельность детей, и т.д.

Для проведения данной работы нам потребовалась своя исследовательская деятельность, направленная на изучение материала и его адаптацию к дошкольному возрасту, собрать предметы быта, утварь, народные инструменты.

Продуктивной формой работы в ознакомлении с национальной культурой стали экскурсии в музей города Черногорска. Дети узнали о том, что здесь нет случайных вещей, все предметы имеют свое предназначение.

Яркий след в памяти ребят оставило путешествие в Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова. Дошколята прошли увлекательный квест «По следам древнего художника». Они с большим интересом слушали экскурсовода, принимали участие в различных ситуациях, рассматривали экспонаты, изготавливали оттиски рисунков на камнях.

Посещение музея стало настоящим праздником для дошкольников, они испытали восторг от встречи с прекрасным вечным, обменивались впечатлениями друг с другом, рассказывали об увиденном родителям. Вместе с ребятами мы побывали в национальной юрте, где познакомились с бытом древности. Обстановка юрты предельно проста и разделена на мужскую и женскую половины. Все предметы, начиная с посуды и заканчивая орудиями труда, служили украшением жилища.

Знакомство с фольклором и художественной национальной литературой осуществляем не только в стенах детского сада, но и через посещение детской библиотеки.

На территории детского сада есть настоящая хакасская юрта. По праздникам бабушка Тансылу-хозяйка юрты, приглашает ребят в гости, вместе они не только играют, поют, делятся разными историями, но и выполняют обряд поклонения огню. В процессе обряда бабушка рассказывает, детям о том, что хакасы представляли огонь в образе пожилой женщины «от инезi» – мать огня, поэтому огонь кормили самой лучшей пищей. После чего угощает ребят вкусными пирогами.

В беседах, с использованием картин, рисунков, настоящих предметов старины, хозяйка пробуждает душу ребенка, прививает эстетический вкус, воспитывая в нем чувство красоты, любознательности, развивая желания еще больше узнать. Это помогает понять детям с раннего возраста, что они часть своего народа.

Особое внимание, мы отводим организации и проведению календарных праздников. Одним из таких праздников является «День хакасского языка», он стал уже традиционным мероприятием в нашем ДОУ. Мы разучиваем обрядовые хакасские песни, народные игры, учим пословицы и поговорки, ведем наблюдения за погодой, используя народные приметы. Активными участниками данного мероприятия стали не только дети и педагоги, но и родители воспитанников. Совместно с семьями организуем выставки, шьем костюмы, на специальных занятиях по дизайну изготавливаем бусы, пого и другие украшения. Практический опыт показал, что такие специальные наглядные средства позволяют нам лучше донести до детей красоту и богатство устного народного творчества, показать самобытность национальной одежды, продемонстрировать назначение бытовых предметов.

Также в нашем детском саду весело и ярко прошла осенняя ярмарка, приуроченная к национальному хакасскому празднику «Уртун - той» (праздник урожая). Любители различных состязаний могли принять участие в соревнованиях по «стрельбе из лука», «конных скачках». С большим интересом играли в национальные хакасские игры не только малыши, но и взрослые. Для гостей мероприятия была оформлена картинная галерея юных художников «Осень в Хакасии». Педагоги организовали выставку-конкурс «Осенний переполох», где были представлены не только подделки из овощей, фруктов природного материала, но и творчество мастеров, декоративно-прикладного искусства.

Совместно с узкими специалистами ДОУ дошколята посетили виртуальную экскурсию на «Сулекскую писаницу». Ребята с увлечением слушали экскурсовода, познакомились с наскальным искусством Хакассии, узнали, что в этом священном месте можно прочесть послания предков.

Немаловажную роль играет организация развивающей предметной среды группы. В каждой группы помещений имеется уголок по краеведению. Юрта, национальные куклы, альбомы, открытки, поделки, народно-прикладные игры-все это позволяет организовать образовательный процесс.

Накоплен богатейший материал по теме «Моя Хакасия», оформлены хакасские уголки, стенды на тему «Моя малая Родина».

Работа по данному направлению существенно улучшила предметно-пространсвенную среду групп, которая позволила дошколятам ощутить связь с историческим прошлым.

Разработано большое количество игр, по ознакомлению дошкольников с культурой родного края: «Лото», «Найди пару», «Чудесный сундучок», «Назови на хакасском языке», «Угадай национальный костюм», «Сложи узор», «Знатоки», «Наряди куклу», «Собери из частей целое», «хакасские шашки» и др. В подготовительной группе совместно с детьми был изготовлен лэпбук «Моя Хакасия», где представлены разнообразные игры: «Собери флаг», «Где находится», «Назови столицу», «Собери орнамент» и др.

Таким образом, видно, что проводимая работа способствует привитию интереса к культуре и традициям родного края. Наблюдается положительная динамика показателей приобщения детей к хакасской культуре в процессе ознакомления с играми. Дети на эмоциональном уровне испытывают любовь и привязанность к своему родному краю, городу, дому, детскому саду. С большим удовольствием они стремятся изучать и знать как можно больше о своей малой Родине.

Семья является главным источником народных традиций, поэтому мы заинтересовали родителей проблемой приобщения детей к культуре и традициям родного края. Хочется отметить, что мы добились хороших результатов: родители вовлечены в образовательную деятельность, оценили всю значимость проводимых мероприятий в жизни ребенка, а так же стали больше проявлять интерес к деятельности детского сада по приобщениию детей к национальной культуре.

Все эти события, пополнили багаж знаний педагогов, родителей и воспитанников детского сада о Хакасии, о хакасском языке.