Обобщенный опыт работы «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования»
Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» разработан с учетом принципа:
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, познавательной и исследовательской деятельности.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является познавательно-исследовательская деятельность.
Идеей моей деятельности является формирование познавательной активности дошкольника через использование метода детского экспериментирования в процессе ознакомления с объектами окружающего мира.
Цель: Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности;
- расширить представление детей о свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами предметов;
-формировать умения детей делать выводы на основе опытов.
Исследовательская, поисковая деятельность – это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает восторг. Опыт—это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и дает возможность понять, почему все происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Организация развивающей среды для экспериментирования в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
Первое, с чего я начала- оформила картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые могли бы помочь познакомить детей с различными свойствами предметов и явлений. Подобрала познавательную литературу, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, разработала конспекты НОД по познавательно-исследовательской деятельности.
Далее мне понадобились объекты для исследования. Прежде всего, собрала то, с чем наши дети сталкиваются чаще всего: вода, песок, камни. Для экспериментов с растворимостью веществ взяли соль и сахар, а для экспериментирования со светом и тенью, солнечными лучами подобрала коллекцию зеркал и фонарики. Помимо этого, в моем центре экспериментирования есть своя коллекция различных видов бумаги и самый разнообразный природный материал (спилы деревьев, мех, кожа, семена, шишки и т. д.).
После того, как коллекция объектов для исследования была собрана, встал вопрос «Чем исследовать?». Подобрать необходимый инструментарий мне помогли родители воспитанников.
Исследуются и объекты неживой природы: песок, снег, камни, воздух, вода и пр., предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Вместе с детьми рассуждаем, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживаем, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка-сыпучесть.
Эксперименты провожу в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах. Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов.
Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая к ем-то проблема или просьба.
Поэтому, использую в работе все существующие разновидности экспериментов:
- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка).
Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце. В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего-задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Наличие у детей трудовых навыков создает благоприятные условия для экспериментирования.
Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования компьютерные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою любознательную и познавательную активность. Активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребенка. В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющимся мире-это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставить плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.