ü Закреплять умение определять число больше и меньше на два в пределах 10; закреплять состав числа 8 из двух меньших; знания детей о свойствах геометрических фигур;
ü формировать умение составлять простые арифметические задачи по ее решению, выделяя условие, вопрос, решение и ответ;
ü продолжать совершенствовать вычислительные навыки ;
ü способствовать развитию восприятия, процессов внимания и словесно-логической памяти; умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
ü развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи;
ü воспитывать интерес к математическим занятиям
Предварительная работа:
ü Игры с геометрическими фигурами, с числами, цифрами; решение простых арифметических задач; игры с блоками Дьенеша; знакомство с игрой Воскобовича «Восьмерка»
Материалы:
ü Игра Воскобовича «Восьмерка»- 4 штуки;
ü Эмблемы с цифрами, числовые карточки;
ü Конфеты с цифрами;
ü Картинка для составления арифметической задачи;
ü Бинокль, фуражка;
ü Схема ракеты (самолета);
ü Счетные палочки;
ü Блоки Дьенеша;
ü Магнитная доска с цифрами и знаками;
ü Презентация
Ход занятия
1.
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? ( Россия)
- Это самая большая страна на земле. Но есть страна намного меньше, чем Россия. Она такая же удивительная и самое главное очень увлекательная! Я знаю вас, как любителей путешествий. Поэтому я предлагаю побывать в этой интересной стране
- Только путь нам предстоит не близкий. По дороге предстоит справляться с разными заданиями, помогать друг другу.
- Вы согласны отправиться туда? (да)
- Тогда в путь!
2.
- Почему вы не спрашиваете в какую страну мы отравляемся?
- Чтобы это узнать название этой необычной страны, надо отгадать кроссворд. Посмотрите на экран:
1. Предмет для измерения (мерка)
2. Как по-другому можно назвать цифру? (знак)
3. Фигура, у которой углов больше двух, но меньше четырех (Треугольник)
4. Что обозначает знак +? (сложение)
5. Как называется число, которое получается в результате сложения? (сумма)
6. Время года, которое следует за зимой (весна)
7. Второй день недели (вторник)
8. Что в математике мы можем слышать и произносить? (число)
9. Как называется ребенок, который учится в школе? (школьник)
10. Что можно составить и решить? (задачу)
- Молодцы, ребята, с кроссвордом справились и узнали название страны-МАТЕМАТИКА.
- Ребята, этой страны нет на карте. Как вы думаете, на чем лучше до нее добраться?
Предлагаю вам полететь вот такой ракете. Если мы выложим ее из палочек , она быстро домчит нас до нужного места. Работать ракетостроители будут в двух группах
( на груди у ребят эмблемы с цифрами от 1 до 8)
- Ребята с красными цифрами на эмблемах работают в первой группе, с черными - во второй
(дети выкладывают по образцу (или на память) ракету из счетных палочек)
- Молодцы! Замечательные ракеты у вас получились! Можно занимать места. Это сможет сделать тот, кто найдет на кресле числовую карточку с числом, которое больше на 2 вашей цифры на эмблеме
( на стульях числовые карточки от 3 до 10)
- Все расселись? Чтобы ракета набрала высоту и благополучно доставила нас на место надо сосчитать от 20 до1. Будьте внимательны! Космонавты, у которых впереди четырехугольная кнопка делают отсчет от 10 до 1, у кого пятиугольная кнопка от 20 до 1
( на спинках стульев «кнопки» разной формы)
- Вот мы и прилетели на место. Первый город страны математики – ЦИФРОГРАД. Кто живет в этом городе? (цифры)
- Ребята, я чувствую, что пахнет чем - то вкусным и сладким. Наверное, маленькие жители этого города – цифрята очень любят сладкое.
Я не зря взяла с собой конфеты. Мы сможем их угостить. Конфеты необычные - математические. На каждой цифра. Вы возьмете по одной конфете и найдете пару так, чтобы в сумме у вас получилось 8
(на конфетах цифры для состава числа 8)
- В город можно войти через ворота (обруч)
- Берите с собой угощение. Я вижу, что веселые цифрята приготовили для нас задание. Они зашифровали цифру, а код оставили нам. Если мы его расшифруем, то узнаем, сколько городов нам еще предстоит сегодня посетить
- Помогут нам волшебные « Восьмерки» (игра Воскобовича «Восьмерка»). Каждая пара встает к столу с восьмеркой. Слушайте внимательно шифр: КОХЛЕ-ОХЛЕ- ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-ФИ
(дети на игровом поле выкладывают цифру)
- Какая цифра получилась? (цифра 2)
- С заданием цифрят мы справились .Как вы думаете, что ждет нас впереди?
- Второй город – ГЕОМЕТРИК.
- Кто его жители? (геометрические фигуры, а дети веселые геометрики)Дорога в этом городе вымощена кирпичом. Вот его сколько! (Блоки Дьенеша). Давайте ее продолжим
- Дорогу будем выкладывать по правилам так, чтобы каждый следующий кирпичик отличался от предыдущего двумя любыми признаками. Надо не только положить свой камешек, но и объяснить свой выбор
(Дети выкладывают дорожку из блоков Дьенеша, по очереди выбирая нужный блок)
- По этой дороге мы и вошли в город ГЕОМЕТРИК. Вдоль дороги расположены дома, но жителей так много, что домов не хватает. Давайте им поможем. Что надо для этого сделать? (построить дома)
- Чтобы дома были прочными, строительство всегда ведется по технологическим картам и у нас есть такие. Посмотрите, какие условия надо соблюдать при строительстве домов? (использовать указанные фигуры определенного цвета, учитывать количество этажей).
- Соберитесь в своей группе, обсудите свою карту и постройте свой дом по ней (дети строят из блоков Дьенеша дома слева и справа от дороги)
- Объясните, как строили. Молодцы, помогли геометрикам. А теперь поиграе м вместе с ними в игру
Физкультминутка:
Игра на внимание «Ай да счёт, игра и только»
Столько раз в ладоши хлопнем (8)
Столько раз ногами топнем (10)
Мы подпрыгнем столько раз (3)
Мы наклонимся сейчас (7)
Мы присядем ровно столько(4)
Ай да счёт, игра и только!
- Отправляемся в следующий самый большой город в стране МАТЕМАТИКА. Он называется АРИФМЕТИК. В нем живут все математические знаки. Что мы сможем делать в этом городе? ( Что - то решать, сравнивать)
- Правильно. Мы сможем составлять математические выражения, решать задачи, Сравнивать числа, используя знаки. Вот сейчас нам предстоит составить задачу по предложенному решению и дать на нее ответ (на магнитной доске выложено решение из цифр и знаков)
(дети составляют задачу, объясняют ее решение, дают ответ)
- И задача готова. Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми задания. Нам пора возвращаться. Но, чтобы вернуться домой надо ответить на сложные вопросы от самой ЦАРИЦЫ МАТЕМАТИКИ:
- Бывает у треугольника 4 стороны?
- Бывает у комнаты 4 стены?
- У машины 2 руля?
- У круга 3 угла?
- У человека 2 руки?
- У стола 3 ножки?
- У руки 10 пальцев?
- сколько пальцев на руках у двух человек вместе? (20)
- Бывает у прямоугольника 4 угла?
- Бывают зимой март, апрель, май?
3.
Рефлексия:
- Ребята, чтобы попасть в страну математика, мы побывали в космосе. У нас осталось звездное небо, которое мы украсим яркими звездами:
- Выберите оранжевую звезду, если на занятии вы работали дружно, все задания выполняли правильно