Конференции
Май 2023

ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Мельчакова Анна Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ Школа № 85 г. о. Самара

(1) Здравствуйте, меня зовут Мельчакова Анна Викторовна. Я учитель начальных классов МБОУ Школы №85. Я 10 лет работаю учителем и наблюдаю, как меняется отношение к обучению и смысл обучения в целом. Учеников окружает огромное количество различной информации, важным умением становится работа с ней, анализ и выделение главного. Также ребятам уже в начальной школе важно знать, зачем им учить конкретный материал и как он пригодится в жизни.

(2) (актуальность) Помимо интереса учеников, новый ФГОС также диктует нам определенные правила в образовании. Обучение, должно строиться так, чтобы подготовить детей к сдаче ВПР, успешно пройти исследования PISA, PRILS и TIMSS.

(3) (проблема) Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.

При подготовке к ВПР у учеников 4 класса возникает множество трудностей с решением практико-ориентированных задач: расчет покупки товаров, чтение чеков, расчёт ремонтных работ, понимание текстов, части тела и многое другое.

Так мы пришли к тому, что ученики должны быть функционально грамотными, т.е. цель обучения состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

У нас появилась идея подобрать инструменты формирования функциональной грамотности у младших школьников,
помогающие учителям решать проблему функциональной неграмотности учеников на уроках и во внеурочной деятельности. Пользуясь этими инструментами, мы можем воспитать уверенную личность.

Цель: подбор инструментов и создание условий для формирования функциональной грамотности для работы с учениками начальной школы.

В основу моего педагогического опыта легли разработки ученых, занимающихся вопросом функциональной грамотности учеников.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г. Песталоцци

Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук дал следующее определение функциональной грамотности: «Функциональная грамотность - это способность человек использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности, … Ребенок … должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, …; способностью строить социальные отношения …; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию …»

Ведущей для меня стала идея Виноградовой, смысл ее концепции заключается в том, что функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Задачи:

1.Формировать и развивать компетенции обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, определяющих их функциональную грамотность;

2.Создавать коммуникативную образовательную среду в урочное и внеурочное время;

3.Развивать личность учащихся, формируя их универсальные учебные действия (УУД).

(4) Базовыми навыками функциональной грамотности ученика начальной школы являются: математическая, финансовая, читательская, естественно-научная грамотности и креативное мышление.

1. Математическая
грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

2. Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.

3. Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

Смысловое чтение - это одна из основных технологий в формировании функциональной грамотности.

4. Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

5. Креативное мышление - это умение ученика использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Для развития креативного мышления можно использовать любые методы и приемы технологии критического мышления.

Для успешной работы над формированием ФГ мы провели анализ методической литературы и пришли к выводу, что необходимы следующие принципы отбора содержания образования:

• максимальная опора на метапредметность (использование межпредметных понятий и универсальных учебных действий);

• отказ от «библиозации» учебника (структурно-функциональный анализ содержания учебного материала);

• личностная значимость изучаемого учебного материала;

• опора на жизненный опыт ребенка.

Работу над функциональной грамотностью мы включаем в учебную деятельность. Приемы и методы работы над каждой грамотностью на уроках строятся согласно таксономии уровней познания Блума.



Кроме стандартных приемов и методов, используемых на уроках, дополнительно мы используем такие цифровые образовательные платформы как Учи.ру, Якласс и Яндекс.Учебник. Цифровые образовательные инструменты созданы для формирования и оценки функциональной грамотности.

Во внеурочной деятельности мы используем комплексную работу с текстом с опорой на личный опыт учеников. Мы работаем по программе внеурочной деятельности "Функциональная деятельность" составлена на основе программы М.В. Буряк и С.А. Шейкиной, дополнительно к рабочей тетради мы используем свои рабочие листы, составленные нами по такому же принципу, как и в пособии.

При работе над данной темой мы используем индивидуальные методы (отработка навыков в практических задачах и тренировка), а также групповые формы работы (дискуссии, игровые технологии, тренинги делового общения). Кроме этого, в классе создается специальное пространство, направленное на развитие читательской активности (книжная полка, куда ребята приносят свои книги и читают в продленке, как в читальном зале, потом обсуждают книги на переменах), а также в классном уголке располагаются задания, направленные на развитие функциональной грамотности, 1-2 раза в неделю ребята меняют листы-задачки в этом уголке.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что инструменты работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы, полностью соответствующего ФГОС.

В 4 классе, на выпуске, мы получили на 71% освоенные базовые навыки по вопросам ВПР, относящимся к функциональной грамотности. Из 34 человек у 10 возникли сложности с такого рода заданиями, 24 человека справились с заданиями.

С 1 классом мы начали более глубокую и системную работу в этом направлении. Обучение велось на безотметочной основе. Но для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели на слайде:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения текстовых заданий и заданий на смекалку, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Так из 34 человек 76% успешно справляются с поставленными задачами, сложнее всего ученикам даются задачи на основе текста в силу недостаточной читательской базы знаний.

Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что при постоянной работе над проблемой функциональной грамотности можно достичь высоких результатов и сформировать у ребенка необходимые компетентности.

В заключение хочется сказать, что современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.