Конференции
Декабрь 2022

ПАРТНЕРСТВО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ

Бибикова Елена Николаевна
учитель-логопед
Олейник Жанна Михайловна
учитель-логопед
Ерёмина Ольга Владимировна
педагог-психолог
МБОУ "Начальная школа - детский сад № 8", г. Белгород

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но, чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог может стать достойным партнером в преодолении речевых нарушений у детей логопатов.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя –логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению его физического, психического и нравственного здоровья.

Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и неречевых психических процессов и функций.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

- несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;

- нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

- речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

- развитие звуковой стороны речи.

- развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

- формирование связной речи.

- формирование полноценных учебных умений и навыков.

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

- развитие и коррекция высших психических функций.

- активизация познавательной деятельности.

- создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

- развитие памяти, внимания, мышления.

- развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

- активизация отработанной лексики.

После плановой диагностики детей, проводится совместное совещание. Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребёнка.

Важным этапом работы является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог.

Таким образом, можно выделить такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в детском саду:

- проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);

- коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);

- интегрированные занятия с детьми;

- родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Таким образом, организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей, нуждающихся в логопедической помощи, позволяет решать ряд задач:

- обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и коррекционном планах;

- осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

- обновление форм и содержания коррекционной работы с детьми;

- высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и других психических процессов одновременно. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.