Конференции
Декабрь 2022

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Разгонова Лилия Александровна
воспитатель
дошкольного отделения МБОУ СОШ № 51

Краткая аннотация: В статье рассмотрены основные механизмы построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы особенности вариативных образовательных программ как фактора, влияющего на эффективность и качество образования детей в детском саду.

Ключевые слова: вариативность, вариативное образование, вариативно-образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образовательное учреждение.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ГОСО РК - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Работа по единственной, жестко регламентированной программе вызывает однообразие форм, содержания и методов педагогического процесса. Воспитатели, ориентированные на унифицированный и идеализированный стандарт в воспитании и обучении, не смогут в полной мере реализовать свои возможности в развитии гармоничной развитой личности ребенка. Только вариативность, ориентир на разнообразные программы, внедряемые в образовательный процесс ДОУ, поможет избежать данных проблем.

Вариативность образования — один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Вариативность — это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять дошкольникам варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями [3, c.31]. Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению И. И. Зарецкой, являются: наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для дошкольников вариантов программ; гибкость системы. Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования [5]. Таким образом, вариативный образовательный процесс — взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования [2, с. 49].

В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Образовательная программа дошкольного учебного заведения — это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания дошкольного образования конкретного заведения и особенности организации образовательного процесса, то есть это краткое изложение многокомпонентного содержания образования в пределах определенного временного пространства [4]. Поскольку реализация содержания образования предполагает достижение прогнозируемого результата, образовательная программа может быть рассмотрена и как технология результата деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно поэтому мы определяем образовательную программу как совокупность основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности ДОУ.

Программа дошкольного отделения МБОУ СОШ № 51 включает в себя несколько вариативных программ:

1. Программа краеведческого образования детей дошкольного возраста в ДОО Новосибирской области «Новая Сибирь – мой край родной». Данилова Е. Ю., Дружинина Н. В., Сержанова Л. Н., Солодовникова Е. В.

2. Технология «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета». Ельцова О. М., Прокопьева Л. В.

На основе технологий творческими группами разработаны и внедряются программы краеведческого образования "Новая Сибирь - мой край родной" Микрорайон "Стрижи" и программа "СОЧИНЯЛКА". Так как цель современного образования - приобщение детей к социо - культурным нормам, традициям семьи, общества и государства. То и работу мы ведем по формированию у детей дошкольного возраста первичных представлений о родном крае, городе, районе (об истории, достопримечательностях, знаменитых людях, культурных и природных особенностях).

Данные блоки взаимосвязаны едиными тематическими разделами: «Природа», «Культура и достопримечательности», «Знаменитые люди», «История». Оригинальность настоящей программы состоит в интеграции краеведческой работы в образовательный процесс через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Технология «Сочинялки» раскрывает систему занятий по формированию у старших дошкольников навыков речевого творчества на основе сказочного сюжета. В основу работы положены русские народные и авторские сказки. Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка, памяти, внимания, восприятия; активизации и обогащению словарного запаса. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной деятельности детей. Основная форма организации совместной творческой речевой деятельности детей – творческая мастерская.

Имея уже достаточно хороший опыт по реализации данных технологий, которые обогатили работу новыми идеями и проектами, я представила свой профессиональный опыт в форме творческой мастерской «Инновационные практики в работе с дошкольниками» в рамках II городского семинара «Наставник.nsk.ru» «Молодые молодым».

Цель мастер-класса: продемонстрировать способы применения сразу двух инновационных технологий. Показать, как можно сочетать виртуальную экскурсию краеведческой направленности с речетворчеством.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты создания виртуальных экскурсий по краеведению;

2. Раскрыть одну из форм технологии по речетворчеству. Учить создавать свою сказку, используя данные, полученные в результате просмотра краеведческой виртуальной экскурсии.

3. Познакомить с основными правилами по созданию книжек – малышек, по результатам виртуальной экскурсии и придуманной сказки «Приключения сказочных героев в микрорайоне Стрижи».

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начать нашу встречу я хотела бы с вопроса: как человек познает окружающий мир? Действительно – путешествия дают нам возможность общаться с людьми по всему миру, находить вдохновение в других странах, открывать для себя мир. Но введенные ограничения по всему миру не позволяют нам это делать, и даже если путешествия вернутся, то они уже вряд ли будут такими, как прежде. Какая может быть альтернатива путешествиям не только для взрослых, но и для детей?

Совершенно, верно, альтернативой может стать виртуальная экскурсия. Виртуальные экскурсии понятие новое, в методическом плане – это инновационная форма обучения. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п.

А теперь дорогие наши гости, мы приглашаем вас в удивительное путешествие!
Путешествовать мы будем не одни, а вместе с нашим символом, которого нарисовали наши воспитанники, и по итогам голосования выбрали и определили такую важную роль.

- «Меня зовут Мудрый Стриж! Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по родному микрорайону. Как истинные следопыты, мы пройдем с вами тропами природы, познакомимся с животным и растительным миром микрорайона и его окрестностей, побываем на родных улицах, узнаем много нового, интересного и поделимся своими знаниями с друзьями и родителями!»

На севере нашего города, в Заельцовском районе расположился современный, красивый микрорайон, с чистым воздухом, окруженный лесом, вблизи живописного озера. Попадая сюда, нельзя не отметить общее умиротворение и спокойствие…

Вот такое замечательное путешествие мы с вами совершили буквально за 10 минут. Сумели увидеть некоторые достопримечательности нашего микрорайона и узнать о них много интересного.

Ну а теперь уважаемые гости, я предлагаю вам разделится на три команды с помощью разрезных картинок. Прошу вас взять по одной части и собрать с помощью этих частей целую картинку.

Каждой команде досталась одна из достопримечательностей микрорайона Стрижи, о котором мы сегодня говорили и узнали много интересного.

Я приготовила картинки с изображениями сказочных героев из разных сказок. Давайте мы рассмотрим, кого я вам приготовила.
А
чтобы игра получилась интересной и волшебной, послушайте музыку из ваших любимых мультфильмов.

Сейчас, каждая команда может выбрать картинку с наиболее понравившемся сказочным героем.

А теперь я вам предлагаю придумать свою сказку с этим героем, которая произошла в нашем микрорайоне Стрижи около той достопримечательности, которую вы собрали.

Прежде чем начать сочинять сказку давайте вспомним, что должно быть в тексте сказки (начало, середина, конец).

· Какими словами начинается обычно русская сказка, а какими заканчивается?

· Героем можно выбрать любой предмет или живое существо. Пусть сказка так и начинается: Жил да был… или Жили были….

· Волшебная сказка обычно начинается со сказочного зачина (сказочного традиционного начала). Сказочный зачин переносит нас в чудесный мир, живущий по законам, отличающимся от законов реального мира.

· Попробуйте описать время и место, где происходят события вашей сказки. А раз это необычное пространство, то происходить там могут самые необычные события.

· Там на пути главного героя могут встретиться сказочные злодеи и добрые заступники, волшебные помощники и те, кто сам нуждается в помощи.

· Герою, конечно, предстоит пройти испытания и понять что-то очень важное для себя.

· События составляют сюжет сказки, а сюжет должен быть похож на одну цепочку, когда одно событие плавно перетекает в другое.

· В сказке, как и в жизни, есть конфликт, столкновение, борьба добра и зла.

· И конечно же, любая сказка имеет счастливый конец.

Итак, предлагаю вам начать сочинять сказку. Рассмотрите вашу достопримечательность. Подумайте, где бы вы хотели разместить вашего сказочного героя. Обязательно расскажите подробно:

· что делает тут ваш герой;

· почему он оказался именно в этом месте, какие приключения вы для него придумали;

· с кем из сказочных героев он подружиться, а с кем будет бороться. Придумайте название своей сказке.

· при создании книжки малышки важно писать текст печатными буквами, для того чтобы дети старшего возраста, умеющие читать, могли сами прочесть эти строки.

Педагоги сочиняют сказку и поэтапно создают страницы своей книжки, затем по очереди рассказывают ее.

Итак, дорогие коллеги, для того, чтобы у нас получились интересные новые сказки, и я вам предлагаю создать теперь свои книжки-малышки «Приключения сказочных героев в микрорайоне Стрижи». Пожалуйста, выбирайте всё необходимое для создания книжки: чистые листы, фломастеры, ножницы и клей. Приступайте к созданию своих замечательных книг.

Вот мы и закончили наше педагогическое путешествие!

Рефлексия: Из каждого путешествия привозят новые знания, впечатления, эмоции. Предлагаю вам выбрать сердечко с изображением мудрого Стрижа, и на обратно стороне написать нам несколько ответов на следующие вопросы.

Хорошо, что …

Я узнал …

Мне понравилось …

Меня удивило …

Спасибо за участие в мастер-классе и мы с ребятами изготовили вам небольшие сувениры, которые вы можете забрать с собой из нашего путешествия.

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Асмолов, А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства в России // Новое время и новая дидиактика / А. Г. Асмолов. — М., 2001

3. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. — М., 2002, 290 c.

4. «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Концепция / под ред. С. Л. Новоселовой, Л. Ф. Обуховой, Л. А. Парамоновой, К. В. Тарасовой. — М., 1995. — 201 с.

5. Зарецкая И. И. Управление процессом социализации личности — инновация в воспитании // Муниципальное образование: инновации и эксперимент / И. И. Зарецкая. — 2008. № 2.