Миляева Елена Ивановна, учитель начальных классов.
Цели занятия:
Учащиеся должны знать:
- зимующих птиц, их внешний вид, питание, особенности жизни в зимних условиях;
должны уметь:
- ставить и решать проблемы;
- работать с информацией, сотрудничать;
- наблюдать за окружающим миром
Методы исследования:
Анализ различных источников информации, наблюдение, обобщение
Оборудование: презентация «Птицы зимой», карточки для групповой работы, картинки с зимующими птицами, запись «Голоса птиц», компьютер, экран, проектор, мячик, магнитные буквы, магнитные доски.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Тихо сели, а сейчас -
Будем учиться, работать, искать,
Что-то полезное людям создать.
2. Введение в тему.
Посмотрите на экран. Появляется иллюстрация зимнего леса. (Слайд )
Звучит аудиозапись «Звуки зимнего леса» (концерта А. Вивальди “Зима”).
Вновь разгулялась вьюга,
срывая снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга –
Сидит, поджимая лапки.
Набок головку клонит
И прячет ее под крыло,
А ельник от ветра стонет,
И поле белым – бело.
Вот вы увидели зимний лес, послушали звуки зимнего леса, а что там можно почувствовать?
- Холод, мороз, сильный ветер
Посмотрите, а как живётся пернатым в зимнее время.
Инсценированное выступление "Доживем до весны".
Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
- Какие чувства к птицам у вас вызвали эти стихи?
-Чувства жалости, сострадания, грусти.
Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, (вот вы сейчас увидели) иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи.
А как вы думаете, отчего птицы могут радоваться людям?
А теперь посмотрите на это творение природы, послушайте их пение.
Презентация «Птицы зимой» (Слайд )
Разве можно этому не радоваться?
3. Определение темы занятия
Как одним словом назвать птиц, которых вы видели?
Зимующие птицы. Это тема нашего занятия.
4. Вводная беседа
Каких птиц мы называем зимующими?
Птиц, которые остаются у нас на зиму, называют зимующими.
Зимующие пернатые не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях.
5. Физкультминутка. Игра "Узнай птицу"
Я предлагаю вам сыграть в игру " Узнай птицу".
Ты катись весёлый мячик.
Быстро, быстро по рукам.
У кого он оказался,
Называет птицу нам
Ведущий: Здесь зашифрованы названия зимующих птиц нашей местности, вам необходимо собрать из букв название о птиц, найти картинки с этими птицами и прикрепить к доске.
НИЦАСИ: синица
БЕЙРОВО: воробей
КАРОСО: сорока
ЛТЯДЕ..дятел
НИЕСРЬГ:.снегирь
ЛЬСРИВИЕСТ..свиристель
АКЙСО: сойка
НАВОРО ворона
ЗЕНЬПОЛПО:.поползень
6. Создание проблемной ситуации.
Что страшнее и опаснее для птиц холод или голод?
(Сообщение заранее подготовленного ученика)
Несмотря на зимнюю стужу, бураны и ветер для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.
Но почему–то в жизни люди редко обращают внимание на трудности наших меньших братьев, хотя нельзя сказать, что все злые и жестокие.
Очень приятно, что многие дети из нашего класса принимают участие в акции «Сохраним птиц», но если привлечь к этому важному делу других людей, то и результат может оказаться гораздо более серьёзным.
ПРОБЛЕМА: «Как привлечь внимание людей к проблемам зимующих птиц?»
Во время акции все дети немало потрудились, и многое знают о птицах, имеют немалое количество информации по теме. Для того чтобы правильно использовать информацию нужно научиться её обрабатывать и систематизировать.
7. Формулирование целей и задач проектной деятельности.
Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию
Что мы можем сделать? (Слайд)
создать информационный стенд или газету, выпустить листовку;
провести конкурс кормушек и наблюдений за птицами;
провести конкурс на лучший плакат или рисунок;
подготовить познавательный материал;
сделать подборку книг;
сочинить стихи, частушки про жизнь птиц, тем самым привлечь внимание людей.
То есть, мы можем сделать какой-то проект, т.е. получить желаемый результат
Предлагаю работать под девизом: «Была бы охота – будет ладиться работа» (Слайды)
8. Подготовка к созданию проекта.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Какие вопросы хотите рассмотреть, т.е. какую информацию хотели бы разместить? (Проводится в виде «мозгового штурма») (Слайды)
Узнать, какие птицы остаются у нас зимовать.
Как правильно подкармливать птиц зимой?
Как выглядят зимующие птицы?
Привлечь внимание людей заботиться о птицах.
Узнать, какую пользу приносят птицы. (Домашнее задание)
1этап проекта – образование групп, определение подтем.
Повторение правил работы в группе (Слайд)
Группа – «Исследователи» - по данной информации определяет зимующих птицах, используя компьютер, дополнительную литературу.( Визитная карточка)
Группа «Художники»- раскрашивают фигурки зимующих птиц.
Группа – «Наблюдатели», используя свой жизненный опыт, дополнительную информацию составляют меню для зимующих птиц.
2 этап проекта
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
- самостоятельное исследование (Приложение 1)
- творческая работа (Приложение 2)
Группа – «исследователи» - написание обращения «Покормите птиц зимой!» (по принципу «Карусель»).
Группа – «наблюдатели» - составление синквейна
Группа «художники» - работа с деформированным текстом
ПРОДУКТ (оформление результатов)
3 этап проекта – защита проекта
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Надо работу свою представить
Надо проект теперь защитить,
Чтобы наши друзья узнали,
Как мы проблему сумели решить!
Презентация 1 группы
Бывают птицы разными:
Одни бояться вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К зимующим птицам нашей местности относятся:……..
Презентация 2 группы
Также остаются у нас зимовать: воробей, синица, поползень, снегирь, ворона.
1)Воробей
Под застройкою – жилье –
В нем живет одно жулье.
Птица-жулик, птица-вор
Нам нахлебник с давних пор. (Воробей)
Само название этой птицы возникло, видимо, из слов: «Вора бей!» Так русские крестьяне называли воробьёв, которые склёвывал в полях созревшее зерно.
2)Синица в солнечный день звонко поёт: «Синь-синь-синь!», поэтому её так и назвали.
3)Поползень отличается тем, что запросто лазает по деревьям или по скалам как вверх, так и вниз головой.
4)Снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живёт всю зиму.
5)Ворона и ворон родственны слову вороной, т.е. – "чёрный". Птиц назвали так за чёрное оперение.
Презентация 3 группы
Сугробами засыпаны
Дома, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать,
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей,
Ворона, голубь, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас!
Кормите их, согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошек на снегу.
А то и манной кашки:.
И оживут бедняжки.
Птицы будут довольны, если вы угостите их……..
Но ни в коем случае нельзя давать птицам………
Какие обращения вы подготовили к окружающим, чтобы помочь птицам?
(Приложение 4)
4 этап проекта - презентация проекта
Итак, мы подошли к последнему этапу работы к презентации проекта «Зимующие птицы».
Давайте объединим материал каждой группы и посмотрим, что у нас получилось.
Висит кормушка на окне на радость нам и птицам. (Слайд)
И каждый день по сто друзей в окно мое стучится.
Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –
Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.
Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!
Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.
Какую пользу приносят птицы в природе?
Они создают красоту природы. Являются санитарами леса, истребляют множество вредных насекомых, способствуют размножению растений.
Итог занятия
Какую цель и какую задачу ставили перед собой в начале занятия? (Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе разработки проекта макет кормушки с информационным материалом)
Удалось ли вам достигнуть поставленной цели и задачи?
Рефлексия (Слайд)
Оцените свою работу по листу оценивания (Приложение 3)
Себя оценить – задача важная:
Увидим успехи, заметим проблемы
Зато теперь шагаем дальше -
Теперь проекты делать умеем мы!
Выступление капитанов
- Какие трудности встретились?
- Что показалось наиболее интересным?
Используемые источники:
Е.Т. Бровкина, В.ИиСивоглазов Атлас родной природы. Птицы леса: учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2001. -64 с.: ил.
Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Птицы. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 146с., ил.
Птицы России: Начальная школа/Сост. Т.Н. Ситникова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:ВАКО, 2010. – 96 с.,
Рахманов А.И. Птицы – наши друзья. – М.: РОСАГРОПРОИЗДАТ, 1989.
По описанию определите зимующую птицу, напишите название птицы, приклейте соответствующую картинку.
__________________________
Прилетает к нам на зимовку. Держится стайками, питается ягодами. Размером со скворца. Отличается коричневой окраской, хохолком на голове, желтыми полосками на крыльях. Голос свист: «свирь-свирь».
________________________
Отличается от других птиц пестрой окраской оперения. Верхняя часть тела черная, а низ белый. Темя и затылок самок черные, а у самцов на затылке красное пятно. На крыльях много белых пятен. Эту птицу называют «лесным доктором».
__________________________
Голова крылья, хвост - чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Эту птицу считают очень болтливой. Ловкая, подвижная, суетливая птица.
__________________________
Их часто называют «северными попугайчиками». Такое прозвище они получили за то, что подобно настоящим попугаям искусно лазают по деревьям. Эти птицы величиной с воробья. Оперение красное. Крылья и хвост буро-черные. Самки зеленовато-желтые. Кочующая птица. Гнездо строит на дереве. Птенцов выводит начиная с февраля месяца. Кормится семенами из шишек и насекомыми. Это единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.
__________________
уносит желуди дуба на большие расстояния и часто теряет, тем самым, рассеивая его семена. Склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, она перелетает с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом.
«Меню»вптичьем«кафе»
Пташкибудутблагодарнывамза:
Нивкоемслучаедаватьнельзя:
Материал для 3 группы
Как правильно подкармливать птиц
Для различных видов птиц нужен разный корм. Клесты питаются только сосновыми и еловыми шишками. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых. Семена подсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь, синицы и поползни. Семена тыквы едят все, кроме синиц и поползней. Овёс и пшено - овсянки, воробьи, синицы. Ягоды калины и рябины - любимая пища снегирей и свиристелей. Сырое сало-корм для синиц и для дятлов.
Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе–сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Пташки будут благодарны вам за:
несоленое свежее сало
говяжий жир, мясо
топленое масло
маргарин
пшено, рис, овес
подсолнечные семечки (несоленые и нежареные)
пшеница
ягоды рябины, калины
ягоды боярышника
крошки хлеба
Ни в коем случае давать нельзя:
черный хлеб
чипсы
сладкие кукурузные хлопья
соленые, сладкие или жареные продукты Такое угощение вызовет у птиц расстройство желудка, а зимой любая болезнь у пернатых неминуемо приведет к их гибели.
Синицы----------кусочек сала
Клесты----------кедровые орехи
Снегири--------ягоды рябины
Воробьи----------пшено
Голуби---------семена подсолнечника
Приложение 2
Материал для 1 группы
Напишите обращение к людям «Покормите птиц зимой!», используя опорные слова.
Добрые люди, маленьким птицам, выжить в холодные, снежные зимы, гибнет от голода, помогите пережить, поделитесь, будем очень благодарны, очистим, порадуем вас звонкими песнями, ваши меньшие друзья
Материал для 2 группы
Составьте и запишите из двустиший, стихотворение правильно
(работа с деформированным текстом)
Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!
Материал для 3 группы
Составьте и запишите синквейн, используя опорные слова
Нам, маленьким птицам очень трудно выжить в холодные, снежные зимы.
Очень много наших друзей гибнет от голода, не дожив до весны.
Помогите нам пережить зиму, поделитесь крошками хлеба или семечками. Мы вам будем очень благодарны. Весной мы очистим ваши сады и огороды от вредителей – насекомых, порадуем вас звонкими песнями.