Работа педагога-психолога с детьми интеллектуальных нарушений
«Каждому ребенку нужен мир, где можно смеяться, танцевать, петь, учиться, жить в мире и быть счастливым» (пакистанская правозащитница Малала Юсуфзай).
Дети с интеллектуальными нарушениями еще острее и глубже нуждаются в поддержке взрослого, его внимании и любви.
В группу детей с интеллектуальными нарушениями входят дети с различными нарушениями развития:
дети с нарушениями слуха ( слабослышащие)
нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора
дети с нарушениями зрения (слабовидящие)
нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора
дети с тяжёлыми нарушениями речи
дефектом является недоразвитие речи;
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
на рушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
дети с задержкой психического развития
характеризуется замедлен ный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;
дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
Работая с детьми с ОВЗ необходимо учитывать ряд их психологических особенностей:
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10.Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11.Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Как же работать с детьми с ОВЗ педагогу-психологу?
Существует несколько общих правил коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику .
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность воспитанников.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи.
Знание психологических особенностей детей с ОВЗ, подбор и использование в работе специальных методов диагностики и коррекции, позволяет значительно облегчить и оптимизировать процесс воспитания и развития ребенка.