Конференции
Май 2023

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Сагайтис Янина Павловна
воспитатель
ЧДОУ Детский сад № 36 "ОАО РЖД", г. Москва

«Сказка это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
В.А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, воспитателей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Сказка является одним из самых доступных средств духовно-нравственного развития. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает на протяжении всего детства. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

В младшем дошкольном возрасте лучше всего использовать русские народные сказки, содержание которых соответствует возрасту, индивидуальным особенностям детей, учитывает уровень их развития

Посредством сказки происходит знакомство и расширение понятий и представлений ребенка об окружающем мире, развиваются социальные навыки: дружелюбие, терпение, стремление помочь и порадовать близкого человека, внимательность, честность, забота, общительность.

Народная сказка не дает прямых наставлений детям, типа «слушайся старших, уважай их» и т. п., но в ее содержании всегда заложен урок, вывод, мораль, которые постепенно воспринимаются, понимаются и усваиваются дошкольниками как критерии нравственности.

В младшем возрасте необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Первые сказки это, как правило, сказки о животных с простым повторяющимся сюжетом, где главная задача высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному и научить доброжелательности, помощи друг другу. Это «Курочка Ряба», «Репка, «Колобок», «Теремок».

Сказки помогают детям понять: - как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»); - как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); - что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»); - что никуда без разрешения одним ходить нельзя («Маша и медведь»); - что надо слушаться родителей, старших (сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Трудолюбие, отзывчивость, вера в добро и другие духовно-нравственные качества в русских народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), а забота о других людям всегда поощряется («Бобовое зернышко»).

После рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки.

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

ü Сказка является одним из самых доступных и действенных средств для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.

ü У детей с помощью сказки можно воспитать: волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.

ü Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.