Конференции
Апрель 2023

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Козлова Наталья Васильевна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 7" Антошка", город Урай

Экологическое образование детей является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Целью дошкольной образовательной организации в соответствии с Уставом является удовлетворение запросов государства, общества и семьи на обеспечение гарантий получения детьми экологического образовательного минимума. На этапе завершения дошкольного образования по требованиям ФГОС ДО, ребенок должен обладать начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.

Учитывая то, что наше дошкольное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и то, что на сегодняшний день в системе образования недостаточно разработок по экологическому образованию данного контингента воспитанников, перед нами возникла необходимость реализации программой национально-регион-ального компонента «Наш дом – Югра». В рамках данной программы нами был разработан и реализован проект: «Экологическая гостиная для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ОВЗ) с целью формирования экологической грамотности, бережного отношения к природе и окружающему миру.

Проект стал победителем в конкурсе социальных и культурных проектов ПАО «Лукойл» в номинации «Экология». На средства Гранта, а также общими усилиями педагогического коллектива и родителей была создана экогостиная, где дети смогли окунуться в мир природы, проявить бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Одним из оснований разработки проекта стало то, что по результатам анализа социальных паспортов и анкетирования родителей было выявлено ограниченное взаимодействие ребенка с растительным и животным миром, а результаты мониторинга экологического образования детей показали довольно низкий процент знаний в данной области.

Нами были определены ожидаемые результаты проекта и разработана дорожная карта.

С сентября 2019 года мы приступили к реализации проекта «Экологическая гостиная для детей с ОВЗ» по трем направлениям: многообразие животного и растительного мира ХМАО – Югры, обычаи и традиции народов севера. Деятельность по каждому направлению осуществлялась в определенных центрах по принципу «от простого к сложному» с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.

На первом этапе для решения поставленных задач общими усилиями педагогического коллектива, родителей (законных представителей), с помощью оборудования, приобретенного на средства Гранта ПАО «Лукойл», были созданы специальные условия для детей с ОВЗ.



По плану проекта, в «Экологической гостиной» был дооборудован центр по уходу за растениями «Зеленый сад», в котором активно работала «Природная лаборатория». Деятельность детей в лаборатории осуществлялась по принципу «от простого – к сложному»:

ü на первом этапе – уход за комнатными растениями. С этой целью проводились познавательные занятия, в ходе которых дети знакомились с разнообразием комнатных растений, их роли в жизни человека. Затем учились не только самостоятельно ухаживать, но и выяснять при помощи экспериментов, потребности растений и условия их жизни (как происходит процесс дыхания, что выделяет растение и т.д.);



ü на втором этапе дети самостоятельно выращивали разнообразные культуры (овощи, зелень). У каждого ребенка был свой объект, который он посадил, наблюдал за его прорастанием, ухаживал. Здесь дети учились выяснять необходимость воды, воздуха и света для растения, влияние качества почвы на его рост и развитее, причину потребности в рыхлении;



ü на третьем этапе дети сравнивали прорастания культур в различных условиях (например, корнеплода в воде и в почве). Целью данного эксперимента было выявить более благоприятные условия для роста и развития растений. Ежедневно дети наблюдали за ходом эксперимента, сравнивали, фиксировали результаты своих наблюдений в календарях.

Ознакомление детей с животным и растительным миром Югры проходило в разнообразных видах деятельности (беседы, презентации, детские документальные фильмы, энциклопедии, НОД, развлечения и т.д.).

С помощью продуктивных видов деятельности делали животных птиц и рыб севера, летбуки о животном и растительном мире, создавали аппликации и поделки из природного материала (мох, шишки, листья и т.д.).

Особое внимание в «Экологической гостиной» было уделено детскому экспериментированию в природе (был создан центр экспериментирования «Познавашки»). Степень самостоятельности выполнения опытов и экспериментов, их сложность зависели от уровня развития дошкольников. Дети с ОВЗ имеют особенности в развитии, которые необходимо обязательно учитывать. Поэтому подготовка и проведение опытов требовало особого подхода (простые, элементарные эксперименты, доступные для восприятия схемы, соблюдение четкой последовательности действий, игровая форма).

В центре «Познавашки» дети учились сравнивать свойства песка и глины, узнавали об источниках света, о свойствах воды и воздуха их значении и роли в жизни человека, растений, животных. Расширяли представления об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Развивали способность устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать, делать самостоятельные умозаключения.

В процессе экспериментирования дети испытывали положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

Также, особое внимание было уделено знакомству детей с национальными обычаями и традициями коренных народов севера, воспитанию любви к родному слову, уважению к прошлому своего народа. Дети просматривали презентации, рассматривали книги, иллюстрации о нашем округе, знакомились со сказками народов Ханты и Манси, с помощью педагогов учились создавать орнаменты для украшения чума, подушек.

В качестве равноправных партнеров и участников образовательного процесса в реализацию проекта активно привлекались семьи воспитанников: родители (законные представители), а также бабушки и дедушки. Они знакомили детей не только с домашними животными, но с животным и растительным миром наших лесов. Такие встречи были направлены на воспитание бережного, гуманного, эмоционально-положительного, экологически-грамотного и безопасного отношения к миру природы. А семейные походы в библиотеку и музеи с целью расширения кругозора ребёнка, изучение животного и растительного мира, стали традициями в большинстве семей.





Социальным партнёром в нашем проекте являлся краеведческий музей в посёлке Чантырья «САИМ» имени К.Д. Шутанова в лице руководителя И.Н. Ермакова. Иван Николаевич проводил мероприятия, в ходе которых знакомил детей с животным миром Югры, используя экспонаты животных, птиц и рыб.



В рамках реализации проекта прошло более 70 мероприятий, в числе которых:

ü чтение экологических сказок «Добрый воздух», «Семечко», «Сказка о солнце» и др.

ü цикл НОД по трем направлениям: растительный, животный мир, культура и быт народов севера;

ü развлечения («Кто поможет птицам», «Сохраним природу края», «Вороний день», «Игры народов севера», «В гостях у Оленя» и др.;

ü более 20 выступлений родителей (законных представителей) о животных севера;

ü блиц-игра для родителей «Экологическое образование для детей с ОВЗ»;

ü выставки («Животный и растительный мир Югры», «Обитатели наших рек и озер», «Одежда и украшения народов севера»;

ü конкурсы различного уровня:

- окружной открытый интернет-конкурс детского рисунка «Моя Югра – моя планета» в номинациях: «Лес – наше богатство!», «Чистая вода – живая среда!»,

- региональный конкурс для детей и педагогов «Моя Югра», номинация: «Региональная викторина», название работы: «Животные Югры»,

- конкурс поделок «Ворона» среди семей воспитанников ДОУ приуроченный к празднованию традиционного национального праздника народов Ханты и Манси «Вороний день»,

- городской онлайн-конкурс рисунков «Вурна Хатл» посвященный традиционному празднику народов Ханты и Манси.

ü природоохранные акции и марафоны («Сохраним зеленую красавицу», «Поможем птицам пережить зиму», «Елочка – зеленая иголочка», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан», «Покормите птиц зимой», «Природе помогаем – детский сад озеленяем», «Моя Югра – моя планета», «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

ü семинары-практикумы для педагогов ДОУ с целью повышения профессиональной компетентности в области экологического образования дошкольников с ОВЗ («Развитие у дошкольников с ОВЗ любознательности и интереса к природе с помощью дидактических игр экологической направленности», «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении, как средство экологического образования дошкольников с ОВЗ»);

ü совместно с детьми и родителями организованы цветники, огород, тропа «Здоровья». На территории детского сада представлено видовое разнообразие растений, произрастающих в ХМАО – Югре.

На начальном и заключительном этапах проекта был проведен мониторинг экологического образования детей по трем направлениям: животный и растительный мир ХМАО – Югры, традиции и быт народов севера.

Диаграмма 1

Мониторинг экологического образования детей с ОВЗ (начало проекта – сентябрь 2019 года)



Вывод: по результатам мониторинга на начало проекта необходимый уровень экологического образования детей с ОВЗ составил лишь 20% по направлению растительный мир, 15% - животный мир и 10% - традиции и быт народов севера.

Диаграмма 2

Мониторинг экологического образования детей с ОВЗ (завершение проекта – май 2020 года)



Вывод: по результатам мониторинга в завершении проекта необходимый уровень экологического образования детей с ОВЗ составил 65% по направлению растительный мир, 60 – животный мир, низкий уровень по этим двум направлениям отсутствует. 50% - традиции и быт народов севера, низкий уровень по этому направлению составил лишь 10%.

Диаграмма 3

Сравнительный мониторинг экологического образования детей с ОВЗ (сентябрь 2019 года – май 2020 года)



Вывод: в завершении проекта по каждому направлению отмечается положительная динамика в экологическом образовании детей с ОВЗ. На сравнительной диаграмме видно, что необходимый уровень увеличился на 45% по направлениям – растительный и животный мир, на 40% по направлению – традиции и быт народов севера.

Результаты реализации данного проекта соответствуют ожидаемым результатам:

у детей:

Ø сформировались представления о многообразии животного и растительного мира ХМАО - Югры, обычаев и традиций народов севера;

Ø сформировалось бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное, гуманное отношение к миру природы, к живым существам;

Ø дети способны наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и экспериментировать в природе;

Ø овладели навыками по уходу за растениями и животными.

у родителей:

Ø повысилась грамотность и компетентность в вопросах экологического образования детей с ОВЗ;

Ø стали активными участниками и равноправными партнерами в образовательном процессе;

Ø созданы благоприятные условия в семье для экологического образования ребенка.

у педагогов:

Ø появился положительный опыт работы по формированию экологической грамотности дошкольников с ОВЗ;

Ø появился положительный опыт сотрудничества с социальным партнером – краеведческим музеем в посёлке Чантырья «САИМ» имени К.Д. Шутанова по формированию экологической грамотности у детей с ОВЗ;

Ø создано единое развивающее пространство детей, педагогов и родителей.

совместные результаты:

Ø созданы специальные условия в «Экологической гостиной» для детей с ОВЗ;

Ø организованы выставки, акции, марафоны;

Ø участие в конкурсах детского творчества экологической направленности различного уровня – дипломы I, II, III степени;

Ø с целью распространения положительного педагогического опыта, данный проект был представлен:

- на итоговом педагогическом совете ДОУ №4 «Отчет о ходе выполнения работы по проекту «Экологическая гостиная для детей с ОВЗ»;

- на Первом региональном конкурсе для детей и педагогов «Моя Югра» в номинации «Экологическое воспитание по ФГОС» диплом I степени,

- опубликован в журнале «Медработник дошкольного образования» №6/2020,

- видеорепортаж «Медиа-Холдинг «Западная Сибирь» телерадиокомпания «СПЕКТР +» от 2019-04-24 о реализации социального проекта «Экологическая гостиная для детей с ОВЗ»;

Ø имеется благодарственное письмо от руководителя краеведческого музея в посёлке Чантырья «САИМ» имени К.Д. Шутанова И.Н. Ермакова и директора МКОУ Чантырской СОШ Т.С. Собровина;

Ø имеется благодарность Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»;

Ø имеется благодарственное письмо управления по культуре и социальным вопросам за подготовку участников городского онлайн-конкурса рисунков «Вурна Хатл» посвященного традиционному празднику народов Ханты и Манси – дипломы I, II, III степени.

Таким образом, реализация проекта «Экологическая гостиная для детей с ограниченными возможностями здоровья» способствовала формированию экологической грамотности у детей с ОВЗ, бережного отношения к природе и окружающему миру.