Конференции
Апрель 2023

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПО ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Волкова Светлана Анатольевна
воспитатель
МДОАУ "Детский сад № 152", г. Оренбург

Развитие речи младших дошкольников, является ведущим направлением педагогической деятельности, которое обеспечивает своевременное психическое развитие детей.

Развитие речи в дошкольном возрасте представляет собой достаточно многоаспектный процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Тема достаточно актуальна в современном мире. К сожалению, из-за сокращения ставок логопеда в детских садах, в обязанности воспитателя стало входить развитие речи детей. Именно в младшем дошкольном возрасте, происходит становление речи. Из опыта своей работы могу сказать следующее, что последние годы, у детей идут сильные нарушения речи, и, если вовремя не провести развивающую работу, у ребенка накладываются так же нарушения и других не менее важных психических процессов: таких как мышление, память, внимание, а самое главное психологические проблемы социализации. Такие дети испытывают барьеры в общении, начинают замыкаться в себе, испытывают страх быть непонятыми окружающими.

На протяжении десяти лет, я работаю воспитателем у младших дошкольников, и считаю, что именно в этом возрасте можно скорректировать нарушения речи, а также научить говорить неговорящих детей, помочь им тем самым социализироваться в обществе. В начале своей работы я использовали театрализацию русских народных сказок, чтение потешек, всевозможные дидактические игры на развитие речи и мелкой моторики, рисование ладошками, лепку, аппликацию. Но вся эта работа совершенно бессмысленна без помощи родителей, поэтому мной были разработаны консультации, памятки, для родителей по теме. Далее в своей работе начала давать задания по развитию речи родителям, чтобы дома они тоже занимались с детьми, ведь по ФГОСам они считаются такими же активными участниками образовательного процесса.

Последние четыре года, использую логоритмику Е. Железнова, которая нравится абсолютно всем детям, серию занятий «Поем вместе с мамой», все родители тоже стали принимать активное участие в этом направлении.

Предлагаю для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и мной. Очень часто рассказываю детям о разных предметах, интересных событиях, показываю на иллюстрациях состояния людей и животных, а также учу понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

В моей группе, как и в каждой группе детского сада, есть центр игровой активности по развитию речи, где можно найти абсолютно все от книжек до дидактических игр, главное, что по ФГОС этот центр располагается на уровне глаз ребенка, чтобы все было в свободном доступе, многие из вас скажут, что это беспорядок, но чем больше ребенку доступно различных игр, книг, игрушек, тем ребенок более развит, он дисциплинирован.

После проделанной работы, могу с уверенностью сказать, что за последние годы, добилась того, что к концу третьего года жизни речь детей стала полноценным средством общения детей друг с другом, у детей увеличился словарный запас, стала развита, связная и диалогическая речь, улучшились показатели основных психических процессов, а также эмоциональный фон.

Список использованной литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 8-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 352 с.

2. Опыт работы по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Степанова Людмила Александровна.