Конференции
Апрель 2023

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ипатова Светлана Валентиновна
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Берёзка» г. Вологда

Литература играет важную роль во всестороннем развитии ребенка, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Изучая данный вопрос, я провела экспресс анкетирование родителей по теме: «Читаем ли мы дома детям?»

Получились такие результаты: 46 % родителей - не читают детям книги дома вообще, 19 % читают каждый день, 35% читают по выходным. Поэтому роль воспитателя в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге, как явлению культуры, как никогда, очень важна.

Целью моей работы стало изучение интереса детей к художественной литературе, в процессе использования технологии «Буктрейлер».

Для повышения интереса детей к художественной литературе в своей работе я стала использовать такую культурную практику, как «литературная гостиная». Привлекательность её состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме, которая определена календарно-тематическим планированием ДОУ или какой-то знаменательной дате. Литературные гостиные раскрепощают детей, прививают интерес к книге, положительно сказываются на речевом развитии, дарят тепло общения, воспитывают эстетический вкус и общую культуру человека.

В рамках подготовки к литературной гостиной, для того чтобы заинтересовать детей художественной литературой я использовала технологию «Буктрейлер».

Буктрейлер - это короткий рекламный ролик, который включает в себя наиболее яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание.

В современном мире детей окружает реклама видеоигр, фильмов, игрушек. Короткие ролики привлекают внимание, вызывают интерес. В дошкольном возрасте они воспринимаются, как источник информации. Основная цель создания такого видеоролика – заинтересовать и привлечь внимание потенциального читателя.

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году.

В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония», десятому по счету роману из многотомной вампирской серии. Это событие дало начало популяризации буктрейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.

Популярность практика создания буктрейлеров получила с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей.

В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги.

Существуют общие методики работы над роликами, но в дошкольном образовании эта технология недостаточно разработана. Мониторинг сети Интернет показал, что роликов про детские книги не так уж много.

Изготовление буктрейлера это отличная возможность взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Поэтому в процессе подготовки к литературным гостиным мной, совместно с родителями и детьми были созданы буктрейлеры к произведениям детских писателей. Дети и родители с радостью включились в этот процесс.

Нами было запланировано проведение нескольких литературных гостиных: по произведениям Валентины Осеевой «Хорошие поступки», по произведениям Виктора Драгунского «Дениска и его друзья» и по любимым произведениям детей.

Темы литературных гостиных были подобраны с учетом возрастных особенностей детей, программных требований, нравственного подтекста произведений этих авторов, а также основывались на интересах детей.

В рамках подготовки к литературным гостиным были подготовлены буктрейлеры, созданные родителями, совместно с детьми.

В «Литературной гостиной» я стараюсь привлечь к участию всех воспитанников группы. Каждый ребенок находит здесь дело по душе.

В середине учебного года был проведен промежуточный срез. Он показал, что потребность родителей, а главное детей в ознакомлении с художественной литературой значительно возросла. Были получены такие результаты: 26% родителей - не читают детям книги дома вообще, 32 % читают книги каждый день, 42% читают детям по выходным (таблица № 1).

Таблица № 1

№ п/п

Показатели

Не читают дома вообще

Читают каждый день

Читают по выходным

1.

Первоначальные результаты

46%

19%

35%

2.

Достигнутые результаты

26%

32%

42%



Подводя итоги промежуточного среза и опыта работы в рамках литературной гостиной можно сделать вывод об их эффективности. Значительно возрос интерес дошкольников к произведениям художественной литературы.Встречи в рамках литературной гостиной раскрепощают детей, положительно сказываются на речевом развитии, дарят тепло общения, воспитывают эстетический вкус и общую культуру, а использование в подготовке к ней современной технологии «Буктрейлер» повышает интерес к книге не только детей, но и их родителей!