Конференции
Март 2023

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Гурченко Наталья Ивановна
директор
КОГОБУ для детей-сирот СШИ г. Сосновки Вятскополянского района

Здесь нет чужих,
Здесь каждый свой,
Живем мы дружною семьей.

Эти слова являются девизом нашей школы. Действительно, мы не просто школа-интернат, а большая дружная семья.

Ребенок начинает знакомство с окружающим его миром, людьми, в том числе с детскими книгами в семье. Большинство родителей начинают читать детям книги с самого рождения.

Для того, чтобы не лишать наших детей такой возможности, одно из важнейших образовательно-воспитательных средств в работе школы-интерната является семейное чтение.

Контингент воспитанников очень сложный. К нам поступают дети, как правило, столкнувшиеся с жестокостью и равнодушием взрослых. У них нет чувства благодарности, уважения к старшему поколению.

Наши дети особенно нуждаются в формировании культуры поведения, положительного образа семьи, любви к Родине.

Уже много лет в школе-интернате реализуется воспитательная программа «Мой дом», направленная на формирование позитивного образа семьи.

Программа состоит из 5 содержательных блоков, включающих теоретические и практические занятия, которые осваивают наши воспитанники за время нахождения в нашем учреждении:

1 блок. Культура коммуникации. Слагаемые счастливой семьи

2 блок. Духовно-нравственные основы семьи

3 блок. Ведение домашнего хозяйства и бюджет семьи.

4 блок. Профессиональная ориентация.

5 блок. Самосовершенствование личности и основы личной безопасности

Главной целью программы является создание единого образовательного пространства в Сосновской школе-интернате, способствующей формированию ключевых социальных компетенций воспитанников, необходимых для успешной социализации в обществе.

И как показывает время, именно разнообразные формы работы с книгой детей и взрослых школы-интерната, позволяют нашим воспитанникам быстрее адаптироваться в обществе, снижать остроту конфликта с окружающей их средой, помогают организовать и наладить внутрисемейные отношения. Дети наши с особенностями развития и здоровья, но жить им надо в нормальном обществе.

Поэтому воспитывать их согласно нормам общечеловеческой морали и нравственности непосредственно нам помогает семейное чтение.

Семейное чтение в нашем большом дружном доме начинается с самых маленьких ребятишек.

Наши дошколята- это особый удивительный мир. Каждое утро которых начинается с того, что воспитатель читает красивые стихотворения о временах года. Детки еще в кроватке, но уже угадывают какое время года за окном, называют его признаки. Проснувшись, дети делают зарядку, которая сопровождается под аудиозапись стихов детских авторов. А утренние процедуры дети выполняют и сами проговаривают строки из любимого «Мойдодыра» К.И. Чуковского.

Наша дошкольная группа- разновозрастная, в которой есть дети, которые учатся и могут читать. Очень часто, воспитатель привлекает таких детей для чтения книг во время тихого часа и перед вечерним сном.

Наши дошколята очень активно посещают школьную библиотеку. На каждого ребенка заведен читательский формуляр. Некоторые дети приходят и просто рассматривают иллюстрации в книжках, другие берут и читают.

Формирование интереса к книге как источнику новых знаний, нравственных норм и ценностей, продолжается в начальной школе.

Учителя начальных классов каждое утро учебного дня начинают за 5-10 минут до урока с совместного прочтения сказки, небольшого рассказа или стихотворения. Учитель начинает читать, а далее по цепочке продолжают читать дети. После прочтения обязательно обсуждение. Какое произведение будет читать класс, ребята решают вместе с учителем. «Читательские пятиминутки» проводятся в нашей школе много лет. Они помогают настроить детей на учебный день, проблемных детей успокоить, а самое главное способствует формированию у детей таких моральных ценностей как добро, правда, справедливость, долг.

Еще одной традицией нашей большой школьной семьи является проведение недели детской книги. Взрослые вместе с детьми участвуют в конкурсах выразительного чтения отрывков из литературных произведений, чтения по ролям, конкурсах стихов, рисунков по произведениям детских писателей и поэтов, викторинах и интеллектуальных играх.

Семейное чтение в нашей школе- интернате реализуется через занятия в театральном кружке «Росток». Вовлечь детей в занятия кружка помогают различные формы и методы работы: занятие-игра, занятие-репетиция, творческая мастерская, занятие – чтение литературного произведения, занятие- анализ прослушанного произведения.

При подборе произведения учитывается какое воспитательное влияние оно может оказать на детей, будет ли в достаточной мере понятно, доступно, отвечает ли их умственному развитию, интересен ли школьникам сюжет, образы, художественное описание, насколько оно способствует воспитанию у детей лучших качеств человека.

Так как группы для занятий в кружке большие, то приоритет отдается произведениям, где много действующих лиц. Конечно, не все могут участвовать в спектакле, поэтому гиперактивный ребёнок в спектакле сидит за компьютером и управляет музыкой, стеснительные или плохо говорящие дети выполняют бессловесные роли цветка, дерева и т.д. или читают слова автора за сценой, некоторые помогают с костюмами и подготовкой к выступлению.

Чтобы хорошие, умные, нужные книги не проходили мимо наших детей, для более старшего возраста традиционно проводятся литературные недели. Викторины, выставки книг, библиотечные уроки, читательские конференции активизируют мысль детей, будят желание узнать больше.

Без знания литературы родного края нельзя сохранить традиции, воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края. В этом направлении подспорьем является краеведческий кружок «Литературная Вятка». Большое внимание на кружке уделяется громкому чтению, которое учит внимательно «вдумчиво» читать книги. О пользе громкого чтения говорил еще великий русский педагог К.Д. Ушинский «Необходимо приучать детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать услышанное».

Многие книги вятских писателей дети читают громко и неторопливо во времени. Чтение с продолжением развивает у наших детей привычку слушать книгу. Учитель прерывает чтение неожиданно, в самом напряженном месте. Перед тем, как продолжить чтение, предлагает детям вспомнить, где остановились прошлый раз, предлагает пересказать какой-нибудь эпизод. Часто предлагается поочередное чтение текста детьми. Особое внимание в нашей школе уделяется творчеству вятского писателя Альберта Лиханова. Это не просто замечательный писатель, но и наш большой друг. Долгое время он руководил Общероссийским детским фондом. Ежегодно организовывал для воспитанников поездки на День защиты детей в г. Москва.

Ежегодно мы проводим школьные Лихановские чтение. На чтениях дети прочитывают произведения Альберта Лиханова, просматривают фильмы, снятые по произведениям писателя, анализируют их, инсценируют отрывки из повестей и рассказов. Детям очень нравятся чтения, так как герои произведений — Альберта Лиханова- это дети, дети-сироты, с похожими судьбами. Нашим воспитанникам понятны мысли, чувства и переживания героев. Окунаясь в сюжет произведений, проживая вместе с героями различные события, дети учатся стойкости, справедливости, доброте и мудрости. Книги Альберта Лиханова – огромное подспорье в воспитании наших детей.

Семейное чтение – это кропотливый каждодневный труд всего педагогического коллектива. Разнообразные формы работы с книгой помогают формировать у наших детей представления о жизни в нормальной семье, развивать ответственность, уважение, самостоятельность, что способствует успешно социализироваться им в современном обществе.