ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В XIX ВЕКЕ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Гавриленко Анна Александровна учитель истории и обществознания Лицей № 121, Республика Татарстан, город Казань
Указом Президента РФ от 02.07.2021 N400 одним из главных педагогических направлений развития государственной политики в Российской Федерации является разработка духовно-нравственного воспитания современного российского гражданина.
Вопрос физического и нравственного воспитания и обучения подрастающего поколения входит в приоритетные национальные задачи развития Российской Федерации.
В 2014 году министр культуры РФ Владимир Мединский предлагал идею создания государственного движения с военно-патриотическим уклоном на основе движения скаутизма, но идея так и осталась нереализованной.
14 июля 2022 года в Российской Федерации был принят ФЗ РФ «О российском движении детей и молодежи».
Президент подписал указ о создании государственного движения. Развитие движения становится стратегической государственной задачей, потому что ставит перед государством и обществом цель обеспечить национальную безопасность и устойчивое развитие Российской Федерации.
18 декабря 2022 года движение получило свое официальное название Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение Первых", задача которого на основе традиционных российских духовных и нравственных целей формировать мировоззрение и организовать досуг подрастающего поколения.
Почему же Владимир Мединский обращался к идее возращения скаутизма?
В начале XX века наблюдалась необходимость реформирования системы воспитания и образования путем создания общественных союзов и движений. Отсутствие гражданской активности в последствии проигрыша в русско-японской войне привело к поиску нового подхода к воспитанию детей и подростков.
В этих условиях и возникло скаутское движение в России, которое отражало воспитание духовно-нравственного гражданина с учетом состояния страны.
«Крестным отцом» русских скаутов стал сам император Николай II.
По его инициативе на русский язык была переведена книга английского офицера и основателя скаутизма Р.Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков», где были описаны основы скаутской системы воспитания детей и молодежи.
В Царскосельском селе 1909 году организатором российского скаутского движения, Олегом Ивановичем Пантюховым был создан первый скаутский отряд.
Сам император Николай II принимал активное участие в деятельности скаутских отрядов. Император лично часто присутствовал на парадах и смотрах скаутских отрядов. А первым почетным скаутом стал цесаревич Алексей.
До 1909 года в России существовали детские объединения и кружки, но они не приобрели такую популярность как скаутское движение.
Идея распространения скаутизма приняла масштабный характер, в городах России начали создавать свои бойскаутские отряды. Также свою популярность получают отряды скаут-девочек. Воспитание и обучение в отрядах способствовало многостороннему развитию ребенка.
Что же такое скаутинг?
Это всемирное движение, главной целью которого стоит развитие физического, духовного и умственного развития молодых людей. Слово «скаут» переводится с английского как «разведчик». Поэтому скаутинг также иногда называется разведчеством.
Организация работы скаутов имеет четкую систему. Главная цель каждого скаута — это исполнить свой долг перед Богом, Родиной и Государем. Законы скаутинга давали детям возможность реализовать свои устремления и выполнить свой долг перед Богом и Родиной.
Все что делает скаут должно приносить пользу обществу. Но чтобы стать частью скаутского братства, необходимо пройти экзамены и показать свои навыки и знания расоведческого дела.
В клятве, произносимой разведчиками, говорится об оказании постоянной помощи ближним своим. Что нашло отражение в идеи основополагающего правила скаутского Закона: «Скаут - друг для всех и брат для каждого скаута».
Скаутинг стремится развить все стороны человеческой личности. Два наиболее важных для успешного становления личности процесса - персонификация и социализация. Скаутское движение дает возможность ребенку развиваться как человеку доброму, смелому, любознательному, физически и духовно развитому.
С ростом скаутского движения и русское общество стало проявлять к нему значительный интерес. Появилась необходимость создать общественную организацию, которая могла бы помогать развитию новой организации молодежи. Поэтому в августе 1914 году был учреждено Всероссийское Общество содействия мальчикам-разведчикам «Русский Скаут», а уже в сентябре был разработан устав общества.
В результате гражданской войны произошло обнищание населения, которое физически не могло обеспечить самофинансирующиеся скаутские организации, поэтому стало невозможным продолжение стабильной работы скаутских отрядов.
Придя к власти, большевики стали воспринимать скаутов как классовых противников. Но некоторое время непосредственного воздействия на деятельность скаутов не было, в некоторых случаях в первые годы Советской власти скауты даже получали поддержку.
19 мая 1922 года Коммунистическая партия приняла решение о создании детской организации. Движение, приобрело мощное развитие и имя - Всесоюзная пионерская организация им. Ленина. Развитию пионерии способствовали скауты, так как многие элементы скаутинга были модернизированы в пионерскую символику.
Таким образом, исследование скаутского движения имеют не только научное, но и практическое значение.
Созданное новое движение однозначно требует обращения к историческому опыту создания и деятельности детско-юношеских организаций в разные периоды российской истории.
Анализ истории скаутинга показывает, что скаутинг может стать методологическим ориентиром для реализации, принятой на государственном уровне программы патриотического, физического и духовного воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития России.
Библиографический список
1. Алиева Л. В. Гениальное педагогическое открытие ХХ века / Л. В. Алиева. // Гуманитарный вектор. 2009. – № 1. – С 6-8.
2. Бондарь Л. А. Что есть скаутинг. Книга для скаутского лидера / Л. А. Бондарь. – Женева: ВОСД, 1992. – C. 10.
3. Ефимова, Е. А. Скауты в России в 1917 году / Е. А. Ефимова. // В сборнике: Частные миры Великой русской революции Сборник научных трудов (на русском и татарском языках) под общ. ред. Л. Р. Габдрафиковой. 2017. – С. 309-316.
4. Жуков И. Н. Русский скаутизм. Краткие сведения о русской организации юных разведчиков / И. Н. Жуков. – Пг.: Изд-во В.А.Березовского, 1916. – 32 c.
9. Русские скауты. Воспоминания Старшего Русского Скаута О.И. Пантюхова URL: http://scouts.ru/library/13361 (дата обращения 15.11.2022)
10. Симонкина, Ю. С. Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования / Ю. С. Симонкина, В. М. Иохвидов. // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2011. – С. 55-57.
11. Шободоева, А. В. Российский скаутинг: история, теория, практика / А. В. Шободоева, – Омск: ОГПУ, – 1995. URL:http://dedovkgu.narod.ru/bib/shobodojeva1.htm (дата обращения 14.11.2022)