Спиридонова Ирина Александровна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 323" г. о. Самара
Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей - одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья ребенка. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет ребенку быть активным в различной деятельности.
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа, которая ведется с применением здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в образовании - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В учебно-воспитательный процесс включены физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе, утренняя гимнастика, спортивные мероприятия. Используются такие технологии, как дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, релаксация.
В работе с детьми 2-3 лет, я применяю разнообразные массажные упражнения, направленных на оздоровление детского организма. Массаж является эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий. Элементы массажа включаю в зарядку, во время утреннего сбора, провожу в виде занятия или в виде физкультминутки во время занятия. Весёлые стихи и музыкальное сопровождение, игровая форма и яркие образы делают массаж доступным и интересным для детей.
Приведу примеры некоторых упражнений:
1. Пальчиковые упражнения
- «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух рук одновременно).
- «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
Также, сюда относятся упражнения на изображение различных предметов, животных, птиц - «Замок», «Комарик», «Лодочка».
2. Самомассаж кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - поглаживания, разминание, растирание, пощипывание, махание.
- «Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
- «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
- «Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
- «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик и т.д.
3. Массаж карандашами.
- «Добываем огонь» - прокатывание карандаша между ладонями.
- «Пианино» - прижимай карандаш на столе кончиком каждого пальца.
- «Раскатаем тесто», «Обведи ладошку», и др.
4. Массаж рук колечками.
Колечко надеваем (и снимаем) на каждый пальчик левой руки, затем на каждый пальчик правой руки.
5. Массаж грецкими орехами или каштанами.
- Катать два ореха между ладонями.
- Прокатывать один орех между ладонями.
- Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.
- Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
6. Массаж «Пять маленьких лекарей». Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного - деятельность желудка, среднего - положительно влияет на работу кишечника, безымянного - нормализует функцию печени, мизинца - стимулирует работу сердца.
7. Массаж ладоней массажными шариками по методу Су - Джок терапии.
Су - Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шарика - «ёжика» дети массируют пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук.
8. Пальчиковые дорожки, пальчиковые игрушки - тантамарески и сенсорные мешочки отлично разрабатывают чувствительность, гибкость и ловкость пальцев.
9. «Сухой бассейн» с разными крупами и природным материалом применяем как для массажа рук, так и для массажа стоп. Для наполнения используем фасоль, пшено, песок, каштаны, пробки.
10. Массажные дорожки и коврики для предупреждения плоскостопия.
Воздействие на точки стоп осуществляется при хождении по ребристым дорожкам. Массажным коврикам, а также с помощью мячиков.
11. Самомассаж ушных раковин для детей групп раннего возраста состоит из 4 простых упражнений:
- «Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины, прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).
- «Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз). Такое потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
- «Подавим ушки»: Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)
- «По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх - вниз (4-6 раз). Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья.
12. Игровой самомассаж. При выполнении упражнений самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, у детей появляется хорошее настроение, интерес к новым действиям и ощущениям. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самое главное, массаж положительно влияет на нервную систему малыша, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.
Игровой самомассаж затрагивает разные части тела: спину, руки и ноги, лицо и шею. Каждый ребенок делает массаж сам себе, либо, располагаясь друг за другом, массируют спинку соседу.
Будьте здоровы, малыши!
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 323" г. о. Самара
Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей - одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья ребенка. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет ребенку быть активным в различной деятельности.
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа, которая ведется с применением здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в образовании - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В учебно-воспитательный процесс включены физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе, утренняя гимнастика, спортивные мероприятия. Используются такие технологии, как дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, релаксация.
В работе с детьми 2-3 лет, я применяю разнообразные массажные упражнения, направленных на оздоровление детского организма. Массаж является эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий. Элементы массажа включаю в зарядку, во время утреннего сбора, провожу в виде занятия или в виде физкультминутки во время занятия. Весёлые стихи и музыкальное сопровождение, игровая форма и яркие образы делают массаж доступным и интересным для детей.
Приведу примеры некоторых упражнений:
1. Пальчиковые упражнения
- «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух рук одновременно).
- «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
Также, сюда относятся упражнения на изображение различных предметов, животных, птиц - «Замок», «Комарик», «Лодочка».
2. Самомассаж кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - поглаживания, разминание, растирание, пощипывание, махание.
- «Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
- «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
- «Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
- «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик и т.д.
3. Массаж карандашами.
- «Добываем огонь» - прокатывание карандаша между ладонями.
- «Пианино» - прижимай карандаш на столе кончиком каждого пальца.
- «Раскатаем тесто», «Обведи ладошку», и др.
4. Массаж рук колечками.
Колечко надеваем (и снимаем) на каждый пальчик левой руки, затем на каждый пальчик правой руки.
5. Массаж грецкими орехами или каштанами.
- Катать два ореха между ладонями.
- Прокатывать один орех между ладонями.
- Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.
- Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
6. Массаж «Пять маленьких лекарей». Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного - деятельность желудка, среднего - положительно влияет на работу кишечника, безымянного - нормализует функцию печени, мизинца - стимулирует работу сердца.
7. Массаж ладоней массажными шариками по методу Су - Джок терапии.
Су - Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шарика - «ёжика» дети массируют пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук.
8. Пальчиковые дорожки, пальчиковые игрушки - тантамарески и сенсорные мешочки отлично разрабатывают чувствительность, гибкость и ловкость пальцев.
9. «Сухой бассейн» с разными крупами и природным материалом применяем как для массажа рук, так и для массажа стоп. Для наполнения используем фасоль, пшено, песок, каштаны, пробки.
10. Массажные дорожки и коврики для предупреждения плоскостопия.
Воздействие на точки стоп осуществляется при хождении по ребристым дорожкам. Массажным коврикам, а также с помощью мячиков.
11. Самомассаж ушных раковин для детей групп раннего возраста состоит из 4 простых упражнений:
- «Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины, прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).
- «Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз). Такое потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
- «Подавим ушки»: Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)
- «По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх - вниз (4-6 раз). Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья.
12. Игровой самомассаж. При выполнении упражнений самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, у детей появляется хорошее настроение, интерес к новым действиям и ощущениям. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самое главное, массаж положительно влияет на нервную систему малыша, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.
Игровой самомассаж затрагивает разные части тела: спину, руки и ноги, лицо и шею. Каждый ребенок делает массаж сам себе, либо, располагаясь друг за другом, массируют спинку соседу.
Будьте здоровы, малыши!