Публикации
2024-11-07 14:52

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ



Аннотация

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами встаёт задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не

просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей.

Для достижения поставленной цели, мною сформулированы следующие задачи: познакомиться с передовым педагогическим опытом использования интерактивного плаката, как средства познавательной активности детей дошкольного возраста; повышать педагогическое мастерство;

внедрить ИКТ в познавательно-игровую деятельность детей дошкольного возраста; использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;

создать медиатеку интерактивных игр для дошкольников;

представить материалы в процессе работы по теме самообразования (открытые мероприятия, семинары, конференции, обобщение опыта, аттестация)

Что же такое ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ?

Интерактивный плакат – новейший способ организации учебной образовательной деятельности с дошкольниками, представленный на практике в формате интерактивных дидактических игр и заданий, действующих в органическом единстве. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, дидактический многомерный инструмент, где обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах работы.

Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — «взаимный», «act» — действовать.

Новизна интерактивного плаката заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий при изучении относительно замкнутой темы программы, плакат предъявляет информацию не сразу, а реагирует на действия пользователя, варьируя уровень погружения дошкольников в изучаемую тему.

Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т. д.

Интерактивный плакат должен удовлетворять следующим педагогическим и программным критериям: тема плаката должна соответствовать календарно-тематическому планированию; программные возможности плаката должны быть обусловлены в первую очередь дидактическими целями и задачами.

По сути Интерактивный плакат представляет собой папку-медиатеку (инфографику), в которой систематизированы ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) по какой-то теме. Интерактивный плакат помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Это тематическое цифровое (электронное) дидактическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, в идеале

разрабатывается совместно с дошкольниками в соответствии с их уровнем знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и детей.

Основная цель инфографики — совершенствование процесса восприятия информации,объяснение сложной информации простыми образами, а также передача данных в кратком и необычном виде. Принципы создания инфографики: актуальность, лаконичность, образность, последовательность и, конечно, эстетичность. Интерактивная инфографика объединяет визуальные элементы и тексты, представлена ввиде картинки, анимации или видео, а также переходов на дополнительные сведения (она позволяет изменять данные, отображаемые в графической форме).

Поэтому, создаваяинтерактивные дидактические игры для воспитания дошкольников хотелось, чтобы они были максимально содержательно насыщенными, т.е. решалиследующие задачи: создавать условия для эффективного усвоения новой информации; закреплять изученное содержание тематического интерактивного плаката в занимательно-игровой форме; осуществлять поддержку детской инициативы и самостоятельности; способствовать индивидуализации образовательного процесса и т.д. (задачи, которые ставит перед нами ФГОС ДО).

Навыками необходимыми для создания и применения интерактивного плаката в своей работе являются: начальные знания устройства компьютера; работа в программах: Word, PowerPoint; практика работы в Интернете (для поиска изображений, презентаций, обучающих материалов и программ). Одним из самых популярных программных средств, которые я использую на занятиях с использованием интерактивных плакатов, является программа компании Microsoft – PowerPoint.

Общие требования к созданию любого интерактивного плаката.

Основными компонентами игр интерактивного плаката являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание и дидактическая задача, оборудование, результат игры. Объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям. Текст задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым.Задания должны быть занимательны, интересны, понятны, просты в управлении, а также соответствовать возрастным особенностям.

Задания должны соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме.

Преимуществами интерактивных дидактических игр являются: высокая интерактивность – диалог между воспитателем и воспитанниками посредством данной программы; простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс; богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, видео и аудио файлы, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения; групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всей группой (использование на интерактивнойдоске), так и с каждым отдельным воспитанником; учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет воспитателю конструировать ОД в соответствии со своими задачами.

Свою работу по созданию и применению интерактивных дидактических игр по теме ПДД я выстроила втри этапа:

I этап – подготовительный: формулировка цели и задач, провела мониторинг воспитанников по правилам дорожного движения. Поскольку детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. С каждым годом наш город, Воронеж, растет и хорошеет. Увеличивается поток транспорта на наших улицах. Пешеходы не всегда чувствуют себя в безопасности. В числе пешеходов и дети. Ребенок – это исследователь, которого интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает в опасные для жизни ситуации.

II этап – Основной. На данном этапе происходит создание и внедрение интерактивныхдидактических и развивающих игр по ПДД в образовательно-воспитательный процесс. Хочется отметить, что при создании игр были учтены психофизические особенности развития детей и санитарно-гигиенические требования к организации совместной

деятельности с применением информационных технологий.

III этап – Заключительный - планирую провести мониторинг в конце учебного года.

На примере тематического интерактивного плаката «Дорожный калейдоскоп» хочу рассказать механизм его использования в работе с воспитанниками группы. При нажатии на любую ссылку дошкольник может перейти в разделы игр и обучающего материала, состоящего из двух уроков, которые содержат видеоматериалы, легко воспроизводимые посредством перехода по активным кнопкам интерактивного плаката, что позволяет совершать онлайн-путешествия или смотреть образовательное видео. Представленные видеоролики обладают не только функцией ознакомления детей с ПДД и знаками дорожного движения, но и содержат увлекательные материалы, повествующие о истории создания первых светофоров. Постепенно переходить к играм помогают игровые приемы-замещения, дети

быстро понимают, что за каждой табличкой на дорожном указатели на интерактивном плакате прячутся игры. Итогом проверки знаний дошкольника является использование интерактивной игры «Дорожные знаки с бабкой Ежкой», если ребенок дал правильные ответы на все задания, то бабка Ежка поздравляет малыша, а при трудностях же Ежка отправляет ребенка в начало игры, что бы понять где он допустил ошибку и понять почему. Ценной педагогической находкой считаю онлайн-путешествия. Не выходя из стен группы, дети имеют возможность посетить музеи, картинные галереи, увидеть дальние страны или к примеру, узнать историю светофора.

Интерактивные дидактические игры по ПДД помогли мне разнообразить методические приемы подачи материала для детей и предоставили возможность улучшать, дополнять и трансформировать уже имеющийся созданный материал. С помощью интерактивных и мультимедийных средств я моделирую различные ситуации на дороге, составляю наглядные загадки по ПДД, знакомлю детей со знаками дорожного движения и правилами поведения на дороге и в транспорте. А самый главный плюс, в том, что интерактивная игра не заменяет человека на компьютер, а как раз наоборот идет активное общение с детьми, именно общение является вспомогательным средством подачи материала.

Литература:
  1. Асфандиярова, Г. Р. Влияние современных информационных технологий на личность дошкольника / Г. Р. Асфандиярова // Модернизация системы профессионального образования, на основе регулируемого эволюционирования: материалы XVII Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 96—99.
  2. Аюченко, А. Е. Дидактическая готовность педагогов к развитию цифровой образовательной среды в дошкольной организации / А. Е. Аюченко, М. П. Тырина // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 6. — С. 98.
  3. Беляев, Г. Ю. Социально-цифровая среда как источник новых возможностей и новых рисков для современного образования / Г. Ю. Беляев // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2020. — Т. 1. — № 4 (69). — С. 109—123.
  4. Баранова, Ю. Л. Информационно-коммуникативная компетентность педагога: теоретико-методологические основы организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО / Ю. Л. Баранова, И. В. Микитюк // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — №4 (7). —С. 8—10.
  5. Бетелин, В. Б. Основные понятия программирования в изложении для дошкольников / В. Б. Бетелин, А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов // Информатика и ее применения. — 2020. — Т. 14. — № 3. — С. 55—61.