Конференции
Декабрь 2022

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО СОЗДАНИЮ ЛЭПБУКА

Коновалова Наталия Ивановна
воспитатель
МДОУ "Детский сад № 92 "Ивушка" г. Вологда

Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей.
В.А. Сухомлинский

Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада. ФГОС ДО определяет понятие «вовлечение родителей в деятельность дошкольного учреждения», как активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает сильное влияние на его функционирование и развитие детей.

В наших интересах организовать совместную деятельность детей и родителей в таких формах, которые бы отвечали потребностям ребёнка, семьи, детского сада, а также требования ФГОС дошкольного образования.

На данном этапе развития дошкольного образования формы взаимодействия с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи.

Нами все шире используются новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Одной из таких интересных находок стала для нас организация Творческих Мастерских.

Творческая Мастерская – это более свободная и неформальная форма мастер-класса, с обязательным участием и детей и родителей.

Совместное творчество формирует доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Творческий процесс стимулирует ребенка, развивает коммуникативные навыки, пассивный и активный словарь детей, раскрывается творческий потенциал ребенка. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком.

В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.

Почему все–таки творческая мастерская? Сама творческая атмосфера встреч побуждает родителей раскрыться, поделиться своими знаниями, умениями и учиться у других, а также даёт возможность познать своего ребенка, его способности и возможности гордиться им, взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.

Данный вид деятельности очень значим для ребенка. Все дети испытывают дефицит общения с мамой и папой, для них очень важно играть, мастерить, рисовать, творить вместе с родителями. Ведь в процессе такой деятельности малыши чувствуют моральную поддержку, становятся увереннее в себе и самостоятельнее.

Цель данных мероприятий: создание условий для совместной детско – родительской информационно-поисковой деятельности на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Совместная деятельность в рамках Творческой мастерской направлена на решение следующих задач:

1. Расширять представления родителей воспитанников о совместной творческой деятельности.

2. Закреплять и расширять представления детей о жизни диких животных весной.

3. Поддерживать исследовательскую деятельность детей, поощрять детскую инициативу.

4. Развивать эмоциональную сферу детей: формировать позитивные установки к различным видам творчества; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

5. Формировать первые практические навыки у родителей и детей по изготовлению «Лэпбука».

6. Воспитывать умение радоваться удачам других детей.

С целью успешного решения данных задач мы привлекли родителей в совместную творческую, познавательно-исследовательскую деятельность как равноправных и равноответственных партнеров.

Для активизации совместной работы мы использовали такое методическое пособие, как лэпбук.

Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга).

Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.

Мы рассматриваем Лэпбук, прежде всего, как основу партнерской деятельности взрослого с детьми.

Основная цель создания - это попытка интегрировать методы и формы развития ребенка в дошкольном учреждении с различными формами семейного воспитания через совместную творческую деятельность педагогов, родителей и детей.

Создание Лэпбуков для наших родителей и детей это новшество и важно было правильно раскрыть значение предстоящей деятельности, познакомить с возможностями технологии и содержанием.

Была проведена содержательная предварительная работа:

- анализ творческого потенциала детей и родителей (анкетирование «Какие задания вы выполняете совместно с детьми?») )

- анкетирование родителей «Что такое Лэпбук?»;

- обсуждение актуальности участия родителей на различных этапах совместной работы;

- составили план будущего лэпбука, то есть, какие подтемы мы хотели раскрыть – это содержание кармашков, подобрали игры, литературу для изготовления лэпбука, наглядность; материал к изготовлению лэпбука;

- подготовили памятки для родителей «Как сделать Лэпбук»;

- в индивидуальных беседах провели корректировку направлений изготовления Лэпбука.

Совместно с детьми мы определились с темой будущего Лэпбука.

Так как наступила осень, мы выбрали тему, интересующую наших детей «Как дикие животные готовятся к зиме».

Результаты не заставили себя ждать. Родители с энтузиазмом подошли к решению поставленной задачи, подготовили презентацию «Как звери готовятся к зиме», подобрали материал, игры, картинки, выполнили домашнее задание – нарисовали обложку для Лэпбука.

В ходе творческой мастерской изготовление Лэпбука происходило поэтапно.

Перед детьми и родителями была поставлена цель: создание книжки о диких животных осенью, которую они смогут унести домой и рассказать бабушкам и дедушкам по ней все, что они узнали.

Но, создание самого лэпбука не являлось для нас целью, дети, увлекшись творческим процессом, отвечали на проблемные вопросы, решали проблемные ситуации, тем самым решались поставленные задачи. Изготовлению каждого кармашка предшествовало определенное познавательное задание.

1. Оформить обложку, которую дети вместе с родителями нарисовали дома.

2. Отгадать загадки (так был оформлен первый кармашек Лэпбука «Загадки» с картинками-отгадками с изображением диких животных)

3. Решение проблемного вопроса: «Что изменилось в жизни диких животных осенью?». Участники просматривали мультимедийную презентацию «Как звери готовятся к зиме?».

4. Д/и «Сложи картинку» (детёныши животных).

5. Д/и «Чей след?»

6. Д/и «Кто где живет?»

Остальные кармашки дети вместе с родителями наполнили и творчески оформили по своему желанию.

Результатом совместной деятельности стала презентация лэпбуков семьями и эмоциональные отзывы родителей. Они с удовольствием приняли участие в изготовлении лэпбука, им понравилось общение со своим ребенком в предложенных условиях.

Родители отмечают, что совместная подготовка к таким мероприятиям сближает семью и даёт возможность лучше узнавать своего ребенка, его интересы и возможности, повышает родительскую педагогическую компетентность.

На основании анализа проведённой работы мы пришли к выводу: «творческая мастерская» является эффективным условием для совместной детско – родительской информационно-поисковой деятельности, а также поддержки образовательных инициатив семьи.