Публикации
2024-11-15 09:45

Волонтёрское движение - как одна из главных форм совместной работы детского сада и семьи

Минеева Татьяна Владимировна

Воспитатель ОВЗ

МАДОУ №250

г. Челябинск

ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ФОРМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Задача детского сада — оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка.

В законе Российской Федерации в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте».

При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Обычно родители, приходя вечером за ребенком, чаще всего интересуются, что кушал ребенок сегодня, чист он или нет? А затем торопливо покидают детский сад. Родители настолько погружены в свои проблемы, что их совсем не интересует, чем занимался их ребёнок в детском саду, что нового он узнал. К сожалению, у современных родителей не всегда хватает времени на общение с ребенком, достаточное, чтобы понять его интересы, эмоциональное состояние, тревоги и переживания.

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях. Занятость родителей,отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье, «поглощение» его гаджетами и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Современные родители в большинстве своём люди грамотные, осведомлённые и, конечно, «хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей».

В нашем современном обществе все чаще затрагивается вопрос о coздании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста, о совместном воспитании детей детским садом и родителями. Достижению данных целей способствуют различные виды деятельности, которые используются в педагогике, и одна из них – волонтерство.

Волонтерство -это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство -это, прежде всего инициатива. Как же привлечь родителей, для участия в таком непростом деле?

В нашем детском саду понятие "волонтерство" мы стали использовать три года назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет. Целью нашей совместной работы стало:

·Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста, и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.

·Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

·Создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;

Первым нашим шагом было участие родителей в благоустройстве участков детского сада. В младшей группе, это привело к сплоченности родителей, детей и конечно педагогов группы. Конечно, участие приняла только активная группа родителей, остальная часть по-прежнему осталась в стороне.

Следующим нашим шагом было привлечение родителей к акции «Поможем пернатым», вот здесь уже к изготовлению кормушек для птиц на участки детского сада совместно с родителями — волонтёрами, подключилась большая часть родителей группы. Интерес, вызванный посещениями родителей - волонтеров ДОУ не оставил равнодушными не участвующих родителей в этом процессе. Это способствовало воспитанию любви к птицам и заботливого отношения к ним и, конечно же, большего сплочения коллектива детского сада и родителей.

Несколько раз мы организовывали акцию «Друзья наши меньшие», благодаря такому доброму делу, примеру взрослых, дети научились бережно относиться к животным. Испытывать чувство заботы, сопереживания.

К Новому году организовали акцию «Поможем одиноким, пожилым людям». Дети сами сделали подарки для пожилых людей, которые оказались на попечении государства, а родители, конечно, приготовили угощения. Родители – волонтеры – это добровольные не только помощники, но и организаторы, участники, а иногда и вдохновители образовательного процесса в группе. В группе стали проходить мастер классы, в работу подключились не только родители, но и бабушки и дедушки:

·Изготовление пироженного «Новогодние шары»;

·Супер самолёты;

·Шуршики (игрушки из пряжи) и т.д.

В преддверии Нового года родители вместе с детьми и педагогами ДОУ участвовали в акции " Дворовые Ёлочки". Родители изготовили украшения на ёлку из бросового материала.

Наши родители приняли участие в фестивале Инициатив «Нашим детям», где представили трек «Добрые дела» и стали победителями.

Участие в таких волонтерских движениях наших детей, родителей и конечно педагогов детского сада, как "Кормушки для пернатых", " Дворовые Ёлочки", " Приведем участок в порядок»", «Открытка ветеранам Великой Отечественной Войны», «Книжка для малышки», «Собери макулатуру - сохрани лес» и т.д., благодаря нашей совместной работе мы стали единым целым союзом детей, родителей, педагогов. Через партнерские отношения мы сформировали общечеловеческие ценности у детей — доброту, милосердие, заботу о младших, уважение к старшим. А у родителей - ответственность за результаты воспитания своих детей.

Наша работа по совершенствованию духовно- нравственного развития детей будет продолжена. Волонтерство - это очень полезная и нужная деятельность для взаимодействия педагога и семьи.

Волонтерское движение при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут честными, открытыми, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.