Конференции
Январь 2023

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Гурченко Наталья Ивановна
директор
КОГОБУ для детей-сирот СШИ г. Сосновки Вятскополянского района

Гражданско-патриотическое воспитание — это не громкие слова и не формальность – это реальная необходимость в условиях работы школы-интерната. По данным многих исследований, дети, столкнувшиеся с жестокостью взрослых практически не обладают чувством любви к Родине и гордости за неё. У них нет чувства благодарности, уважения к старшему поколению.

Не секрет, что дети, поступающие в школы-интернаты, детские дома как правило, имеют опыт бродяжничества, асоциального поведения, имеют искаженную систему нравственных ценностей, склонны к правонарушениям или уже совершившие противоправные действия. Наша школа-интернат не исключение. Контингент воспитанников очень сложный.

Наши дети особенно нуждаются в формировании патриотических чувств, патриотического сознания, культуры поведения.

В связи с этим мы считаем, что работа по гражданско-патриотическому воспитанию детей-сирот в нашей школе должна быть приоритетной, осуществляться на всех возрастных ступенях, с привлечением специалистов разного уровней.

С 2014 года в школе реализуется программа гражданско-патриотического воспитания. Она была разработана в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом Областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Кировской области».

Главной целью этой программы является создание единого образовательного пространства в Сосновской школе-интернате, способствующей формированию гражданской компетенции воспитанников, необходимой для успешной социализации и реализации детей в обществе.

Исходя из этого, мы выделили в программе 3 основных компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностно-творческий.

Когнитивный компонент предполагает формирование широкого информационного поля воспитанников

Эмоционально-ценностный компонент предполагает формирование у детей оценочного отношения к полученным знаниям, то есть формирование собственных ценностей, мировоззрения и гражданской позиции.

Мы считаем, что реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью полученных знаний малоэффективна. Поэтому в основе нашей работы по программе лежит деятельностно-творческий компонент, который предполагает проявление в поведении и деятельности имеющихся у детей знаний, ценностей и гражданского самосознания. Такой подход формирует познавательные способности детей и практические навыки, развивает самостоятельность, умение проявлять активность в решении поставленных задач. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов.

Для повышения эффективности работы по развитию гражданской компетенции мы активно сотрудничаем с общественными организациями города, района, области.

В течение многих лет мы дружим с Кировским областным отделением ВООВ «Боевое братство». Наши мальчишки участвуют в военизированных играх на местности, смотрах-конкурсах знамённых групп и караулов, получая начальную военную, огневую и тактико-специальную подготовку. Благодаря сотрудничеству многие наши воспитанники стали профессиональными военными, сотрудниками МВД и МЧС.

Еженедельно, в городском парке Победы, наши воспитанники убирают территорию мемориального комплекса воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. Подбирают мусор, сметают листву, чистят снег.

Ведется работа по оказанию помощи и поддержке ветеранам, работникам тыла, нуждающимся людям, инвалидам, больным. На протяжении многих лет в школе-интернате действует тимуровское движение. Воспитанники оказывают адресную помощь ветеранам ВОВ, ветеранам труда по благоустройству дворов, домов, уборке квартир.

Мы сотрудничаем с Советом ветеранов г. Сосновки. Ежегодно 15 февраля- в День вывода войск из Афганистана и 8 мая мы проводим уроки мужества, на которые приглашаем ветеранов боевых действий, родителей, чьи дети воевали и погибли в Афганистане, Чечне. Встречи с живыми свидетелями тех страшных событий оставляют в сердцах и сознании детей неизгладимое впечатление.

В предверии 9 мая, для совета ветеранов, дети выступают с праздничным концертом, а вокально – инструментальный ансамбль нашей школы дает концерт живой музыки для жителей города.

Ежегодно воспитанники и педагоги школы участвуют в митинге, посвящённом Дню Победы. Вместе с воспитателями старшие дети плетут венок, и 9 мая возлагают его к памятнику воинам-сосновчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

С 2011 года являемся участниками акции «Бессмертный полк». Дети несут портреты ветеранов Великой Отечественной войны, которые долгое время работали в нашей-школе: Масленикова Василия Михайловича, первого директора школы, Колбасова Ивана Михайловича, учителя физики, Жихарева Николая Егоровича, плотника школы-интерната.

Наши воспитанники - постоянные участники социальных проектов, акций добра и милосердия. Так, например, в преддверии дня Победы, 23 февраля, 1 октября ежегодно проводим акции «Помощь ветерану», «Спасибо деду за Победу». Дети вместе с воспитателями готовят для ветеранов, тружеников тыла и детей войны, для пожилых людей геронтологического центра д. Сосмак замечательные сувениры и открытки, каждая из них становится своеобразным пожеланием пожилым людям добра, здоровья и душевного тепла.

Ежегодно в феврале проходит месячник военно-патриотического воспитания. Традицией стало проведение военно-спортивной игры «Зарница», смотра строя и песни. Дети с удовольствием участвуют в мероприятиях, где развивают силу духа, выносливость, дисциплинированность.

Мы рады, что наша школа стала первой в регионе участницей Проекта Общероссийского Народного фронта «Имя героя - школе», откликнувшейся на инициативу Общероссийского народного фронта «За Россию» и Президента Владимира Путина о присвоении российским школам имен выдающихся земляков, и горды тем, что с 2014 года наше учебное заведение носит имя Алексея Оленева, выпускника нашей школы, погибшего в Чечне, награжденного Орденом Мужества (посмертно).

На протяжении многих лет наши воспитанники посещают воскресную школу церкви Покрова Пресвятой Богородицы в г. Сосновка. Эти занятия способствуют духовно-нравственному воспитанию детей, что очень важно в современном обществе.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, но уже сейчас мы можем сказать, наши дети нравственно меняются к лучшему. Снижается число воспитанников, стоящих на учёте в КДН и ЗП. С каждым годом увеличивается число детей, желающих посещать воскресную школу. В 2020 году учащиеся школы вступили в ряды Российского движения школьников и стали волонтерами. Ежегодно наши дети – победители и призеры учебных занятий, сдачи нормативов областного оборонно-спортивного лагеря «Юнармеец». Всё больше детей, в том числе и девушек, поступают в учебные заведения МЧС, военные училища. Многие дети, после срочной службы в рядах Российской армии, остаются служить по контракту.

Но всё же главным результатом гражданско-патриотического воспитания в нашей школе-интернате мы считает то, что большинство наших выпускников устраиваются на работу, налаживают свою жизнь, создают семьи, а не повторяют путь своих родителей.