Конференции
Декабрь 2022

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРЕДМЕТЕ «РИСОВАНИЕ И ЛЕПКА» ПО ПРОГРАММЕ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Переславцева Галина Алексеевна
преподаватель
МБУДО ДШИ п. Сокол

Современные реалии ставят достаточно высокую планку для развития дошкольников, как со стороны образовательных учреждений, так, зачастую и со стороны родителей. Всевозможные развивающие пособия, книги, курсы «кричат» с обложек, что «после трёх уже поздно!», учим цвета и формы с рождения, английский с пелёнок. Педагоги начальных классов хотят видеть в ученике умеющего читать, писать и считать, логически рассуждать ребёнка.

Так во сколько начинать? Где? С кем? И причём тут развитие творческого потенциала?

Развитие малыша начинается с самого его рождения, активизируются восприятие разных органов чувств. Немного повзрослев, ребенок хочет уже не только созерцать, но и взаимодействовать, изучать и пробовать новое. Первые «творческие пробы» можно проводить уже с года, конечно, это будет не осознанное рисование, а лишь выражение себя. Взяв мелок или мягкий карандаш и лист бумаги, ребёнок будет удивлён и рад тому, что оставляет свой след, дотронувшись до листа. А используя краску и рисуя пальчиками также активизируется сенсорное восприятие. Обычно дети с удовольствием откликаются на предложение позаниматься творчеством, для них это интересная игра, с ощутимым и осязаемым результатом в конце.

Но не всегда ребёнок получает достаточный объем игр и занятий по творчеству. На базе детских школ искусств существует программа по раннему эстетическому образованию детей, помогающая восполнить эту нехватку. Занимаясь по этой программе, ребята учатся слушать и слышать музыку и ритм, танцевать, получают более полные знания об окружающем мире, а также занимаются рисованием и лепкой.

Давайте более подробно рассмотрим предмет «Рисование и лепка». На этих занятиях ребята расширяют знания, умения, навыки во многих аспектах. На занятиях рисованием активизируется внимание, т.к. часто используется педагогический показ и демонстрационные материалы. Также развивается память, учащиеся по заданию вспоминают те или иные вещи и сюжеты из жизни и окружающего мира. Запоминают последовательность подготовки рабочего места и правила использования различных художественных материалов. Наиболее часто используемые материалы это гуашь, акварель, цветные карандаши и фломастеры, восковые мелки. Разнообразие форм и приёмов работы различными художественными материалами формируют устойчивый интерес учащихся к творчеству.

На занятиях по аппликации активно развивается творческий потенциал ребёнка, а также аккуратность и усидчивость. Ориентируясь на возраст детей, используются различные приёмы выполнения заданий: работа с нетрадиционными материалами (листьями, ватными дисками, ватными палочками, салфетками), некоторые простейшие приёмы оригами, заготовка бумажной мозаики или отрывная аппликация и др. Чередуя различные приёмы и техники, мы сохраняем активный интерес ребят к творчеству и закладываем основу для творческого мышления.

На занятиях лепкой происходит развитие мелкой моторики. Также развивается внимательность и логическое мышление. При делении брусочка пластилина закладываются элементарные математические понятия: поровну, больше, меньше. Прорабатываются мышцы кисти и пальцев, растёт их подвижность. При лепке мы используем различные техники и приёмы: отрываем, катаем в различном направлении, размазываем, расплющиваем, скручиваем и т.д. При регулярном занятии лепкой активизируется мышление, развивается мелкая моторика, что благотворно влияет и на развитие/запуск речевого аппарата ребёнка.

В целом, предмет «Рисование и лепка» оказывает благоприятное и полезное воздействие на ребёнка. Способствует воспитанию гармоничной личности, воспитывает трудолюбие и эстетический вкус. Учит работе с различными материалами для художественного творчества. Расширяет и закрепляет знания об окружающем мире.