1/ Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок):
5 класс
Место урока (по тематическому планированию ПРП)
На изучение русского языка в 5 классе в рабочей программе отводится 170 часов в год. (34 уч. нед. * 5 часов в неделю), в том числе 25 часов на раздел «Лексика. Словообразование. Правописание». Данный урок в разделе 23-й. Теме «Написание букв И - Ы после Ц» отводится 1 час. Этому уроку предшествовала тема «Правописание приставок».
Темаурока
Написание букв И - Ы после Ц
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):
Уровень изучения базовый
Тип урока (укажите тип урока):
☐ урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты (по ПРП):
Личностные: желание приобретать новые знания, стремление к преодолению трудностей, способность к самооценке своих действий, следование в поведении моральным и этическим требованиям. Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, формирование границ собственного знания и «незнания».
коммуникативные – использовать полученные знания в языковой устной практике
регулятивные – принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Предметные: научиться применять правила написания И– Ы после Ц
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): орфограммы ы-и
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) В мини-проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 5 классе на тему « Буквы И – Ы после Ц», включающим в себя дидактический анализ и содержание материала, технологическую карту урока, самоанализ урока. Текущий год обучения – пятый.
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)
Фронтальная форма организации. Приветствие. Обеспечение мотивации на получение новых знаний.
Начнём урок с того, что попробуем отгадать звук по «паспорту»: [ ? ] – согласный глухой непарный, твёрдый непарный (Это [ ц ] ).
Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока, а пока повторим изученное.
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
1)Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового.
- Незнайка дал лексическое значение слов. Правильно ли он выполнил задание?
- Исправьте ошибки.
Диалог – речь одного человека, обращённая к самому себе, к зрителям, слушателям.
Монолог – разговор между двумя или несколькими лицами.
Брошюра – печатное издание небольшого объёма.
- Ребята, обратите внимание на лексическое значение слов «цимбалы» и «цилиндр».(Слайд № 5)
Цимбалы - музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым, играя, ударяют молоточками.)
Цилиндр – мужской головной убор XIXвек)
Этап 1.3. Целеполагание
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
Ты узнаешь в каких случаях после Ц нужно писать Ы, а когда – И.
БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
- Продолжаем работу. Посмотрите на слайд.
(Слайд )
СтанцияСиницын
огурцыцыплёнок
пальцы цифры
циркуль
- Что общего в словах-примерах? (Сочетание с Ц)
- Давайте попробуем разделить слова на группы по этому признаку.
Деление слов на группы по обозначению
[ ы ] буквами (Слайд № 8)
I гр. II гр. III гр.
Пальцы цифры цыплёнок
Огурцы циркуль
Синицын станция
[Ы] [Ы] [ Ы]
(исключения)
Ы И Ы
- В каких случаях мы будем писать после Ц букву И?
- В каких - букву Ы?
Ребята, правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, это правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения.
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)
Слайд
Осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти), уметь действовать, применяя правило. Игра «Лови ошибку». Установите, в каких словах герой Незнайка допустил ошибку. При выполнении задания проговорите алгоритм выбора букв ы или и
Профессору Синицину
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых. Птици мешают в работе.
Незнайка.
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).
Групповая работа в паре сменного состава.
1-я группа
С помощью суффикса -ын образуйте от данных существительных прилагательные:
синица, волчица, кормилица, тигрица
2-я группа
Перестройте предложения так, чтобы слова с Ц имели на конце Ы или И.
Укрепления построены бойцами.
Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами.
3-я группа
Распределите слова по двум столбикам: с –ЦЫ- и –ЦИ-
Ц..нк,ц..тата, ц..плёнок, белолиц..й,
ц..ркуль, овц.., полиц..я, пунктуац..я.
Творческий диктант
-Замените одним словом.
·Твёрдый покров некоторых животных. (Панцирь)
·Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой. (Цыкнуть)
·Систематическое собрание каких-либо предметов. (Коллекция)
·Детёныш курицы. (Цыпленок)
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Подберите соответствующие учебные задания
Маша познакомилась с новым другом через социальны сети. Она написала ему электронное письмо. Но брат прочитал и сказал, что очень много ошибок. Помоги Маше исправить письмо.
Дорогой друг, Миша! Я хочу рассказать тебе, как мы ходили в мотоцыклисты. Они показывали цырк. Было очень интересно. В цырке мы видели циган. Они играли в мяч с медведем. Мишки похожи на настоящих цыркачей. Также мне понравились опасные трюки. Но больше всего мне понравилось выступление клоуна. Я получила массу положительных эмоций. Напиши мне о самом дне в твоей жизни запомнившемся.
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Подберите соответствующие учебные задания
1. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
1) ц...нк
2) куц...й хвост
3) черепаший панц...рь
4) милиц...я
2. В каком слове на месте пропуска пишется И?
1) светлолиц...й юноша
2) громко ц...кнуть
3) солёные огурц...
4) нефтяная ц...стерна
3. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
1) ц...ферблат
2) новый ц...линдр
3) ц...рковое представление
4) пушистый ц...плёнок
4. В каком слове на месте пропуска пишется И?
1) вакц...на против гриппа
2) птиц...но перо
3) мелкие крупиц...
4) встать на ц...почки
5. В каком слове на месте пропуска не пишется Ы?
1) строительство гостиниц...
2) ц...гейковая шуба
3) красавиц...
4) щипц...
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Подберите соответствующие учебные задания
Прочитайте. Найдите и исправьте, где необходимо, неточности в объяснении орфограммы «Буквы и / ы после ц».
В корне слова после ц пишется буква и, например: цикламен, цитрусовый, цирк, ципленок. Существуют слова – исключения, например: цыган, цыц, цыкнуть, цыклон. Гласная и после ц пишется также в окончаниях существительных (овци, рукавици, улици). В словах иноязычного происхождения на –ция пишется гласная и (администрация, иллюстрация, аппликация). Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах прилагательных (бледнолицый, куцый, сестрицын, лисицын). После первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах пишем гласную ы: блицынтернат, спецынтернат. В русских фамилиях после ц пишется буква и в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах.
1.Выберите неверные утверждения А.В корне слова после ц пишется ы. Б. Существуют слова-исключения правописания ы и и после ц. В. В русских фамилиях посл ц пишется буква и.
2.Подтвердите высказывание: в иноязычных словах на ция пишется гласная и.
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами
Запишите слова: ц_ркач, ц_клон, ц_нга, ц_плёнок, ц_ган. Вставьте пропущенные орфограммы, определите сколько значений у каждгого слова. Докажите свою позицию исползуя толковые словари.
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания
Групповая форма организации. Составление проекта по теме урока(в группах)
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
НЕИЗМЕНЯЕМЫЕНА ПИСЬМЕ ПРИСТАВКИ НАЗ, С
ПИШУТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО ПЕРЕДЗВ,СОГЛ. ПЕРЕД ГЛ,СОГЛ.
ПИШУ З ПИШУ С
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
Анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
Этап 5.2.Домашнее задание
Введите рекомендации по домашнему заданию.
Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и другие (с буквами ы – и после ц) на тему «Цирк».