ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «СКАЗОЧНЫЙ МИР» («КОЛОБОК», «РУКАВИЧКА», «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА», «РЕПКА»)
Гевондян Анастасия Сергеевна педагог-психолог Неволина Марина Владимировна воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированной направленности № 7 "Антошка", г. Урай, ХМАО-Югра
В России, как и во всем мире, наблюдается увеличение числа детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), поэтому необходимость их воспитания и социальной реабилитации еще в период дошкольного детства становится актуальной психолого-педагогической проблемой. Термин «Тяжелые множественные нарушения развития» означает врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ и т.д. Выявляется значительная неоднородность группы детей с ТМНР по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Чаще всего у них встречаются следующие проблемы:
· Интеллектуальные нарушения. Характерны для большинства детей с ТМНР. Степень умственной отсталости может быть различной: от легкой до тяжелой и глубокой. Даже при сохранном интеллекте, как правило, наблюдается выраженная задержка развития.
· Двигательные нарушения. Выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения. Нередко наблюдаются нарушения зрения или слуха (а иногда и их сочетание), от незначительных проблем до полной потери.
· Эпилепсия диагностируется у многих детей с ТМНР.
· Расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы также могут присутствовать у данной категории детей. Особенности сенсорной интеграции, которые могут проявляться в виде гиперчувствительности и защитных реакций по отношению к определенным стимулам или в виде активного поиска специфических ощущений. Это может выглядеть как необычное и непонятное поведение.
· Различные соматические заболевания также могут влиять на развитие ребенка [1, 3].
В настоящее время психолого-педагогическая работа с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с ТМНР, регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) от 17 октября 2013 года (приказ № 1155). Согласно комментариям, к нему от 2014 года, в детских садах для работы с детьми с ОВЗ организуются группы компенсирующей и комбинированной направленности. В ФГОС ДО одним из важнейших направлений, обеспечивающих успешную социализацию ребенка, выступает их речевое развитие [4].
Наше дошкольное учреждение – это детский сад комбинированной направленности, где созданы все условия для социализации детей с ТМНР. Содержание социализации, как педагогического явления, можно представить, в виде структуры, включающей в себя ряд взаимосвязанных компонентов: коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный. Овладение социальным содержанием регламентирует активность ребёнка в определенной сфере взаимоотношений как со взрослыми, так и с детьми, благодаря чему происходит включение в определенную детско-взрослую общность в качестве полноправного её члена на основе присвоения социальных ролей и способов социально-приемлемого поведения. Наиболее доступным способом развития, позволяющим преодолеть «сенсорный хаос» и активизировать сенсомоторные возможности воспитанника с ТМНР является взаимодействие, направленное на усвоение связи между органами чувств и объектами. Через содержательное восприятие эмоционального, телесного, тактильного контакта усваиваются различия ощущений и образов восприятия, формируются произвольные действия, активизируется внимание, создается чувственная база для различных средств коммуникации, формируются представления об окружающем мире, развиваются когнитивные функции. Анализируя опыт работы с детьми ТМНР, многие отечественные авторы указывают, что использование сказки в развитии эмоционально-волевой и когнитивной сфер является наиболее эффективным.
Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, добре, прощении, заботе, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, изоляции, утраты и пр. Л.С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком [2].
К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гармонизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу» [5].
Исходя из выше сказанного, мы решили выбрать наиболее эффективный метод коррекции детей с ТМНР – работу посредством сказки. Так мы, используя простые и доступные для воспитанников сказки, разработали детско-родительский проект «Сказочный мир».
Целью проекта является развитие когнитивной сферы детей с ТМНР посредством работы со сказками.
Выступление на педагогическом совете по реализации детско-родительского проекта
Воспитатель
28.
Май
Участие в региональном конкурсе
«Моя Югра»
Воспитатель
Педагог-психолог
29.
Май
Участие в печатных изданиях «Воспитатель»
Воспитатель
Педагог-психолог
В сентябре был заключен договор с КДЦ «Нефтяник» о взаимном сотрудничестве от 01.09.2023 г. На протяжении учебного года семьи воспитанников и педагоги посещают мероприятия, которые организуются в рамках договора. Родители и дети с ТМНР активно принимают участие в онлайн-конкурсах рисунков, и побеждая (Дипломы I, II, III степени) испытывают радость и удовлетворение. Следует отметить, что родители стали увереннее в себе, снизилась тревожность и волнение за поведение, а также другие особенности детей.
В рамках реализации детско-родительского проекта проводится непосредственно-образовательная деятельность с детьми ТМНР. На протяжении проекта мы работаем над 4 сказками: «Колобок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка» и «Репка». Сказки подобраны простые и понятные для восприятия детей. Итоговым мероприятием у нас является театрализация сказки каждой сказки.
В процессе работы над проектом организуются запланированные мероприятия с родителями. Семьи проявляют активность в разных видах деятельности: в мультипликации, мастер-классах, театрализациях, с удовольствием работают над сказками в домашних условиях, делятся полученными результатами. В процессе реализации проекта мы приняли участие во всероссийском конкурсе с мультипликаций сказки «Рукавичка», созданной с помощью родителей, являемся дипломатами I степени. В региональном конкурсе с настольным театром по сказке «Заюшкина избушка», являемся победителями.
Результаты о проведенных мероприятиях с родителями были представлены в рамках мастер-класса для педагогических работников «Анимация своими руками».
Данный детско-родительский проект еще продолжается, однако уже сейчас родители отмечает изменения в детях: они заинтересованы, активны, увлечены играми со сказками.
Библиографический список
1. Басилова Т.А. Воспитание и обучение дошкольников со сложными и множественными нарушениями// Специальная дошкольная педагогика: Учеб. Пособие/ Под ред. Е.А Стребелевой. М: Академия, 2001
2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. 60 Выготский // Собр. соч.: в 6 т. - М.: 1983. - Т. 3.
3. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение / М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко. М: Национальный книжный центр, 2016
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
5. Чуковский, К.И. Живой как жизнь / К.И. Чуковский. – М.: Детская литература. - 208 с.