Конференции
Апрель 2023

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «СКАЗОЧНЫЙ МИР» («КОЛОБОК», «РУКАВИЧКА», «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА», «РЕПКА»)

Гевондян Анастасия Сергеевна
педагог-психолог
Неволина Марина Владимировна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад комбинированной направленности № 7 "Антошка", г. Урай, ХМАО-Югра

В России, как и во всем мире, наблюдается увеличение числа детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), поэтому необходимость их воспитания и социальной реабилитации еще в период дошкольного детства становится актуальной психолого-педагогической проблемой. Термин «Тяжелые множественные нарушения развития» означает врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ и т.д. Выявляется значительная неоднородность группы детей с ТМНР по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Чаще всего у них встречаются следующие проблемы:

· Интеллектуальные нарушения. Характерны для большинства детей с ТМНР. Степень умственной отсталости может быть различной: от легкой до тяжелой и глубокой. Даже при сохранном интеллекте, как правило, наблюдается выраженная задержка развития.

· Двигательные нарушения. Выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения. Нередко наблюдаются нарушения зрения или слуха (а иногда и их сочетание), от незначительных проблем до полной потери.

· Эпилепсия диагностируется у многих детей с ТМНР.

· Расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы также могут присутствовать у данной категории детей. Особенности сенсорной интеграции, которые могут проявляться в виде гиперчувствительности и защитных реакций по отношению к определенным стимулам или в виде активного поиска специфических ощущений. Это может выглядеть как необычное и непонятное поведение.

· Различные соматические заболевания также могут влиять на развитие ребенка [1, 3].

В настоящее время психолого-педагогическая работа с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с ТМНР, регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) от 17 октября 2013 года (приказ № 1155). Согласно комментариям, к нему от 2014 года, в детских садах для работы с детьми с ОВЗ организуются группы компенсирующей и комбинированной направленности. В ФГОС ДО одним из важнейших направлений, обеспечивающих успешную социализацию ребенка, выступает их речевое развитие [4].

Наше дошкольное учреждение – это детский сад комбинированной направленности, где созданы все условия для социализации детей с ТМНР. Содержание социализации, как педагогического явления, можно представить, в виде структуры, включающей в себя ряд взаимосвязанных компонентов: коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный. Овладение социальным содержанием регламентирует активность ребёнка в определенной сфере взаимоотношений как со взрослыми, так и с детьми, благодаря чему происходит включение в определенную детско-взрослую общность в качестве полноправного её члена на основе присвоения социальных ролей и способов социально-приемлемого поведения. Наиболее доступным способом развития, позволяющим преодолеть «сенсорный хаос» и активизировать сенсомоторные возможности воспитанника с ТМНР является взаимодействие, направленное на усвоение связи между органами чувств и объектами. Через содержательное восприятие эмоционального, телесного, тактильного контакта усваиваются различия ощущений и образов восприятия, формируются произвольные действия, активизируется внимание, создается чувственная база для различных средств коммуникации, формируются представления об окружающем мире, развиваются когнитивные функции. Анализируя опыт работы с детьми ТМНР, многие отечественные авторы указывают, что использование сказки в развитии эмоционально-волевой и когнитивной сфер является наиболее эффективным.

Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, добре, прощении, заботе, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, изоляции, утраты и пр. Л.С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком [2].

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гармонизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу» [5].

Исходя из выше сказанного, мы решили выбрать наиболее эффективный метод коррекции детей с ТМНР – работу посредством сказки. Так мы, используя простые и доступные для воспитанников сказки, разработали детско-родительский проект «Сказочный мир».

Целью проекта является развитие когнитивной сферы детей с ТМНР посредством работы со сказками.

В соответствии с целью поставлены задачи:

1. развивать воображения, внимание, памяти, мышления;

2. развивать творческую активность, мелкую моторику рук;

3. развивать познавательно-речевые и социально-коммуника-тивные навыки;

4. обучить родителей создавать театр, мультипликацию своими руками;

5. создать условия для сплочения детско-родительского коллектива группы;

6. принимать активное участие в мероприятиях КДЦ «Нефтяник».

Участники проекта являются дети с ТМНР
(4-6 лет), родители (законные представители), воспитатель, педагог-психолог, специалисты КДЦ «Нефтяник».

Срок реализации: август 2022 – май 2023 учебный год

Этапы реализации проекта:



Дата

Деятельность

Ответственный

Подготовительный этап

1.

Август

Изучение литературы, подбор материала

Воспитатель

2.

Август

Разработка детско-родительского проекта

Воспитатель

3.

Август

Анкетирование родителей

Воспитатель

4.

Август

Заключение договора с КДЦ «Нефтяник»

Специалисты КДЦ «Нефтяник»

5.

Сентябрь

Педагогическая диагностика

Воспитатель

Основной этап

6.

На протяжении проекта

Непосредственно-образовательная деятельность «Сказочный мир»

Воспитатель

7.

На протяжении проекта

Онлайн-конкурсы творческих работ по сказкам «Три поросёнка» «Заюшкина избушка», «Репка»

Специалисты КДЦ «Нефтяник»

8.

Сентября

Семинар-практикум

«Влияние сказок на развитие детей с ОВЗ»

Воспитатель

Педагог-психолог

9.

Сентябрь

Чтение сказки «Колобок»

Родители (законные представители) /Дети

10.

Октябрь

Лепка персонажей сказки «Колобок»

Родители (законные представители) /Дети

11.

Октябрь

Театрализация сказки «Колобок»

Воспитатель

12.

Ноябрь

Видео –урок «Рисование колобка на песке»

Воспитатель

Родители (законные представители) /Дети

13.

Ноябрь

Театрализация сказки

«Три поросёнка»

Специалисты КДЦ «Нефтяник»

Театр кукол «Жар-птица»

14.

Ноябрь

Чтение сказки «Рукавичка»

Родители (законные представители) /Дети

15.

Декабрь

Мастер-класс по созданию мультипликации по сказке «Рукавичка» (по сказке «Рукавичка»)

Воспитатель

Педагог-психолог

Родители (законные представители)

16.

Январь

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Родители (законные представители) /Дети

17.

Январь

Театрализация сказки

«Заюшкина избушка»

Специалисты КДЦ «Нефтяник» Театр кукол «Жар-птица»

18.

Февраль

Спектакль на большой сцене «Маленькая Баба Яга»

Специалисты КДЦ «Нефтяник» Детская театральная студия «Северное сияние»

19.

Февраль

Мастер-класс для родителей

«Заюшкина избушка» (создание театра)

Воспитатель

Педагог-психолог

Родители (законные представители)

20.

Февраль

Мастер-класс для воспитателей «Мультипликация сказки своими руками»

Воспитатель

21.

Март

Чтение сказки «Репка»

Родители (законные представители) /Дети

22.

Март

Интерактивное мероприятие, посвященное писателю –

Агнии Барто

Специалисты КДЦ «Нефтяник»

23.

Апрель

Театрализация сказки «Репка»

Воспитатель

Педагог-психолог

Родители (законные представители)

24.

Май

Театрализация сказки «Репка»

Специалисты КДЦ «Нефтяник» Детская театральная студия

Заключительный этап

25.

Май

Педагогическая диагностика

Воспитатель

26.

Май

Отзывы родителей по детско-родительскому проекту

Воспитатель

Педагог-психолог

27.

Май

Выступление на педагогическом совете по реализации детско-родительского проекта

Воспитатель

28.

Май

Участие в региональном конкурсе

«Моя Югра»

Воспитатель

Педагог-психолог

29.

Май

Участие в печатных изданиях «Воспитатель»

Воспитатель

Педагог-психолог



В сентябре был заключен договор с КДЦ «Нефтяник» о взаимном сотрудничестве от 01.09.2023 г. На протяжении учебного года семьи воспитанников и педагоги посещают мероприятия, которые организуются в рамках договора. Родители и дети с ТМНР активно принимают участие в онлайн-конкурсах рисунков, и побеждая (Дипломы I, II, III степени) испытывают радость и удовлетворение. Следует отметить, что родители стали увереннее в себе, снизилась тревожность и волнение за поведение, а также другие особенности детей.

В рамках реализации детско-родительского проекта проводится непосредственно-образовательная деятельность с детьми ТМНР. На протяжении проекта мы работаем над 4 сказками: «Колобок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка» и «Репка». Сказки подобраны простые и понятные для восприятия детей. Итоговым мероприятием у нас является театрализация сказки каждой сказки.

В процессе работы над проектом организуются запланированные мероприятия с родителями. Семьи проявляют активность в разных видах деятельности: в мультипликации, мастер-классах, театрализациях, с удовольствием работают над сказками в домашних условиях, делятся полученными результатами. В процессе реализации проекта мы приняли участие во всероссийском конкурсе с мультипликаций сказки «Рукавичка», созданной с помощью родителей, являемся дипломатами I степени. В региональном конкурсе с настольным театром по сказке «Заюшкина избушка», являемся победителями.

Результаты о проведенных мероприятиях с родителями были представлены в рамках мастер-класса для педагогических работников «Анимация своими руками».

Данный детско-родительский проект еще продолжается, однако уже сейчас родители отмечает изменения в детях: они заинтересованы, активны, увлечены играми со сказками.

Библиографический список

1. Басилова Т.А. Воспитание и обучение дошкольников со сложными и множественными нарушениями// Специальная дошкольная педагогика: Учеб. Пособие/ Под ред. Е.А Стребелевой. М: Академия, 2001

2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. 60 Выготский // Собр. соч.: в 6 т. - М.: 1983. - Т. 3.

3. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение / М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко. М: Национальный книжный центр, 2016

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

5. Чуковский, К.И. Живой как жизнь / К.И. Чуковский. – М.: Детская литература. - 208 с.