Цель: обобщение и систематизация знаний по теме "Существительное", коррекция знаний; развитие критического мышления методом прогнозирования, логического мышления, умения аргументировать свои мысли; воспитание сознательной потребности в знаниях, бережное отношение к природе и достижениям своего народа, жизненная компетентность.
Оборудование: таблицы "Существительное", "Схема морфологического анализа существительного", схема этапов урока, индивидуальные карты, иллюстрация к тексту о развитии критического мышления, элементы русской жизни, музыкальное устройство.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма: урок - ярмарка.
УЧЕБНЫЙ КУРС
I. Организация учебного класса
1. Приветствие гостей.
2. Проверьте готовность к уроку.
(звучит русская народная музыка.)
— Сегодня на уроке нам предстоит выполнить важную и интересную работу. Чтобы добиться успеха, мы все должны работать сообща, с большим желанием, используя знания из предыдущих уроков.
II. Обновление основных знаний
— С древних времен у многих народов происходит так, что, завершая какое-то серьезное и важное дело, люди устраивают выставку или ярмарку. Я предлагаю вам провести не просто урок русского языка, а урок "Русская ярмарка", потому что вы также завершили важный забег - изучение темы "Существительное."
- Что означает слово "справедливый»? Оно пришло из немецкого и означает ежегодный базар. Это торг, который происходит регулярно в определенном месте и в определенное время. Ярмарка всегда привлекала тем, что здесь можно было продавать, покупать, смотреть на людей и показывать себя. На ярмарке всегда ценили все лучшее, поэтому я хотела бы, чтобы девиз нашего урока был: "Не старайтесь быть первым, но старайтесь быть лучшим."
- Представьте, что мы идем на "Русскую ярмарку"
На ярмарке нашим веселым, богатым есть чем восхищаться и есть что купить.
- А купить на нашей русской ярмарке можно только товары для знаний. Вот мы подошли к первому прилавку.
1.Прилавок "Тема урока"
Посмотрим, что даст нам первый прилавок.
Ребус. Разгадать предложенные ребусы
- Молодцы! Мы купили все товары, которые были в первом магазине.
Сегодня мы обобщим знания о существительном, полученные на уроках поп-дня; улучшим навыки использования существительных в связной речи, научимся критически мыслить. (Запишите число и тему урока.)
2. Прилавок «Умники»
Здесь нам предлагают купить рассказ о существительном как части речи согласно опорному конспекту.
Давайте поговорим о существительном, используя конспект и мои вопросы.
1.Какая часть речи называется именем существительным?
2.Какие существительные называются собственными?
3.Какие существительные называются нарицательными?
4.Какие существительные относятся к одушевлённым?
5.Какие существительные относятся к неодушевлённым?
6.Назовите существительные мужского, женского, среднего рода.
8.Как узнать род имени существительного?
9.Как изменяются имена существительные? Объясните.
10.Приведите примеры существительных в единственном и множественном числе.
Хорошие товары купили в этом магазине и даже показали себя.
3. Прилавок «Символы России»
В народе говорят, что береза – символ России. Образ России немыслим без русской березки. Белоствольная, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Каждый из нас восхищается светло-изумрудной зеленью распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой. По – своему красива берёзка в разное время года. Есть у березки и свой праздник. Он так и называется –Праздник русской березы. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году.
Просклоняем у доски слова: береза, символ.
4. Прилавок Здоровье
Предлагаем физминутку для глаз.
(Звучит спокойная музыка.)
Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте себе уголок волшебного снежного леса. Откройте глаза, идите вверх, вниз, налево, направо. Я снова закрою глаза, открою его. Мы работаем дальше.
5. Прилавок «Четвертый лишний»
Вам предлагают интересную работу. Выпишите лишнее слово в каждом столбике.
снежная
зима
рисовал
пушистая
укрывалась
пел
зеленая
метель
снег
ель
ветер
кружит
—Составьте предложение из этих слов. Ель укрылась снегом.
— Сделайте предложение распространенным, используя слова из первого столбика. Зеленая ель укрылась пушистым снегом.
— Пользуясь схемой, выполним морфологический разбор слова снегом.
5.Прилавок «Критическое мышление»
- Теперь мы поработаем над повествованием, используя метод опережения
- Ты доволен тем, как закончилась эта история?
Система вопросов на толкования
Опережающее чтение
Вопросы для толкования
І
1. Наступил последний день прошлого года.
2. Выпало много снега, и маленькая рождественская елка заснула до тонкого верха.
З. "Лишь бы пережить этот день, чтобы не срубить", дерево подумало и увидело человека.
4. Он шёл прямо к ней.
— Почему рождественская елка так волновалась в последние дни старого года?
Почему человек пошел к этому дереву?
- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?
II
1. Мужчина сильно потряс ель.
2. Тяжелые слои снега с ветвей упали.
З.Рождественская елка беззащитно выпрямилась перед человеком своими пушистыми зелеными лапами и потеряла сознание.
— Почему человек сильно потряс ель?
— Что человек будет делать с маленькой елкой?
- Почему елка потеряла сознание?
III
1. Когда дерево пришло в сознание, оно было живое и стояло на том же месте.
2. На его ветвях свисали легкие кольцеобразные шары.
З. Все это было покрыто серебряными нитями
— Почему этот человек украсил елку Рождественскими игрушками в лесу, а не дома?
- Как ты думаешь, что елка думала об этом человеке, когда пришла в сознание?
Аналитические вопросы.
1. Как ты думаешь, это лучшая версия конца истории?
2. Когда человек чувствует полноту счастья, радости? (Когда это хорошо не только для него, но и для других.)
3. Может быть, у вас есть лучший вариант вы концовки? Чем может ещё закончится эта история?
Это последний вопрос и будет домашним заданием.
Написать сочинение-миниатюру о рождественской елке с собственным концом и подготовиться к контрольной работе по теме "Существительное."
6.Прилавок «Народная мудрость»
— Здесь мы будем работать в паре с отдельными карточками, которые лежат на ваших столах, чтобы проверить написание НЕ с существительными. В карточке по парам постарайтесь выполнить все задания, а в тетрадь запишите только пословицу, которая подходит под рассказ о елке с предыдущего прилавка.
{Комментированная проверка)
1. Лучше быть свободным на ветке, чем в не (во-ле) в золотой клетке.
2. Не(правдой) свет пройдешь, да назад не(воротишься).
3. Во сне счастье, наяву не(насть)е.
Вы работали парами. Поэтому, оценка в этом виде работы - взаимная проверка.
7.Прилавок «Контрольное взвешивание»
На следующем уроке у вас запланирована тестовая работа по теме "Существительное." Итак, мы купим 5 вопросов, с которыми узнаем, с какими знаниями вы подошли к контрольной работе.
1) Сколько падежей у имени существительного?
а) 6;
б) 7.
2) Какой падеж устанавливает начальную форму слова?
а) именительный;
б) винительный.
3) Сколько склонений имени существительного в русском языке?
— В этом виде работы методом оценки является самооценка. Правильные ответы находятся на доске (аабба). В поля поместите карандашом количество полученных баллов. За 5 правильных ответов - 10 баллов, за каждую ошибку удаляются 2 балла.
8. Прилавок «Загадка»
И в этом магазине интересные загадки. Купить их?
Угадай загадку и определи склонение в ответе.
1. Хотя он не бегает, но не позволяет другим стоять. (Мороз)
2. Что растет вверх ногами? (Сосулька)
З. Белая скатерть покрыла весь мир. (Снег)
4. И в огне не горит и в воде не тонет. (Лед)
5. Неживой, но с человеком ходит. (Тень)
6. Летом серый, зимой белый. Его ребенок. (Крольчонок)
(Русский язык. 5 класс. Часть 2 - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.) Стр. 50, упражнение 568. Правильно читать задачу. Это комментируемое письмо. Определить род выделенных слов.
— Вот и заканчивается наше путешествие на «Русскую ярмарку". Вы посетили много мест и купили все, что вам пожелалось. Вы-молодцы, купили нужные товары, показав замечательные знания. Но всю ярмарку нельзя посетить за один раз. Мы повторили все сведения об существительном, получили домашнее задание и оценки, а еще оценить ваши знания нам помогут тетради, потому что мы использовали многие виды оценивания. Это и взаимопроверка, и самооценка. Также мы развивали критическое мышление, используя метод предсказания.
Думаю, что все то, что происходило сегодня на уроке, поможет вам в создании сознательного отношения к знаниям, достояниям нашего народа, а также надеюсь, что сегодня мы вместе сделали шаг в формировании нашей жизненной компетенции, потому что именно сейчас формируется наше бережливое отношение к окружающему миру.
Все, что мы купили на ярмарке, — это знания. Это такой товар, который всегда пригодится в жизни, его за плечами не носить. И я надеюсь, что эти знания помогут вам в дальнейшем обучении.