Публикации
2024-07-18 09:33

Существительное. Обобщение знаний

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме "Существительное", коррекция знаний; развитие критического мышления методом прогнозирования, логического мышления, умения аргументировать свои мысли; воспитание сознательной потребности в знаниях, бережное отношение к природе и достижениям своего народа, жизненная компетентность.

Оборудование: таблицы "Существительное", "Схема морфологического анализа существительного", схема этапов урока, индивидуальные карты, иллюстрация к тексту о развитии критического мышления, элементы русской жизни, музыкальное устройство.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма: урок - ярмарка.

УЧЕБНЫЙ КУРС

I. Организация учебного класса

1. Приветствие гостей.

2. Проверьте готовность к уроку.

(звучит русская народная музыка.)

— Сегодня на уроке нам предстоит выполнить важную и интересную работу. Чтобы добиться успеха, мы все должны работать сообща, с большим желанием, используя знания из предыдущих уроков.

II. Обновление основных знаний

— С древних времен у многих народов происходит так, что, завершая какое-то серьезное и важное дело, люди устраивают выставку или ярмарку. Я предлагаю вам провести не просто урок русского языка, а урок "Русская ярмарка", потому что вы также завершили важный забег - изучение темы "Существительное."

- Что означает слово "справедливый»? Оно пришло из немецкого и означает ежегодный базар. Это торг, который происходит регулярно в определенном месте и в определенное время. Ярмарка всегда привлекала тем, что здесь можно было продавать, покупать, смотреть на людей и показывать себя. На ярмарке всегда ценили все лучшее, поэтому я хотела бы, чтобы девиз нашего урока был: "Не старайтесь быть первым, но старайтесь быть лучшим."

- Представьте, что мы идем на "Русскую ярмарку"

На ярмарке нашим веселым, богатым есть чем восхищаться и есть что купить.

- А купить на нашей русской ярмарке можно только товары для знаний. Вот мы подошли к первому прилавку.

1.Прилавок "Тема урока"

Посмотрим, что даст нам первый прилавок.

Ребус. Разгадать предложенные ребусы







- Молодцы! Мы купили все товары, которые были в первом магазине.

Сегодня мы обобщим знания о существительном, полученные на уроках поп-дня; улучшим навыки использования существительных в связной речи, научимся критически мыслить. (Запишите число и тему урока.)

2. Прилавок «Умники»

Здесь нам предлагают купить рассказ о существительном как части речи согласно опорному конспекту.

Давайте поговорим о существительном, используя конспект и мои вопросы.

1.Какая часть речи называется именем существительным?

2.Какие существительные называются собственными?

3.Какие существительные называются нарицательными?

4.Какие существительные относятся к одушевлённым?

5.Какие существительные относятся к неодушевлённым?

6.Назовите существительные мужского, женского, среднего рода.

8.Как узнать род имени существительного?

9.Как изменяются имена существительные? Объясните.

10.Приведите примеры существительных в единственном и множественном числе.

Хорошие товары купили в этом магазине и даже показали себя.

3. Прилавок «Символы России»

В народе говорят, что береза – символ России. Образ России немыслим без русской березки. Белоствольная, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Каждый из нас восхищается светло-изумрудной зеленью распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой. По – своему красива берёзка в разное время года. Есть у березки и свой праздник. Он так и называется –Праздник русской березы. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году.

Просклоняем у доски слова: береза, символ.

4. Прилавок Здоровье

Предлагаем физминутку для глаз.

(Звучит спокойная музыка.)

Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте себе уголок волшебного снежного леса. Откройте глаза, идите вверх, вниз, налево, направо. Я снова закрою глаза, открою его. Мы работаем дальше.

5. Прилавок «Четвертый лишний»

Вам предлагают интересную работу. Выпишите лишнее слово в каждом столбике.



снежная

зима

рисовал

пушистая

укрывалась

пел

зеленая

метель

снег

ель

ветер

кружит

—Составьте предложение из этих слов. Ель укрылась снегом.

— Сделайте предложение распространенным, используя слова из первого столбика. Зеленая ель укрылась пушистым снегом.

— Пользуясь схемой, выполним морфологический разбор слова снегом.

5.Прилавок «Критическое мышление»

- Теперь мы поработаем над повествованием, используя метод опережения

- Ты доволен тем, как закончилась эта история?

Система вопросов на толкования

Опережающее чтение

Вопросы для толкования

І

1. Наступил последний день прошлого года.

2. Выпало много снега, и маленькая рождественская елка заснула до тонкого верха.

З. "Лишь бы пережить этот день, чтобы не срубить", дерево подумало и увидело человека.

4. Он шёл прямо к ней.

— Почему рождественская елка так волновалась в последние дни старого года?

Почему человек пошел к этому дереву?

- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?

II

1. Мужчина сильно потряс ель.

2. Тяжелые слои снега с ветвей упали.

З.Рождественская елка беззащитно выпрямилась перед человеком своими пушистыми зелеными лапами и потеряла сознание.

— Почему человек сильно потряс ель?

— Что человек будет делать с маленькой елкой?

- Почему елка потеряла сознание?

III

1. Когда дерево пришло в сознание, оно было живое и стояло на том же месте.

2. На его ветвях свисали легкие кольцеобразные шары.

З. Все это было покрыто серебряными нитями

— Почему этот человек украсил елку Рождественскими игрушками в лесу, а не дома?

- Как ты думаешь, что елка думала об этом человеке, когда пришла в сознание?

Аналитические вопросы.

1. Как ты думаешь, это лучшая версия конца истории?

2. Когда человек чувствует полноту счастья, радости? (Когда это хорошо не только для него, но и для других.)

3. Может быть, у вас есть лучший вариант вы концовки? Чем может ещё закончится эта история?

Это последний вопрос и будет домашним заданием.

Написать сочинение-миниатюру о рождественской елке с собственным концом и подготовиться к контрольной работе по теме "Существительное."

6.Прилавок «Народная мудрость»

— Здесь мы будем работать в паре с отдельными карточками, которые лежат на ваших столах, чтобы проверить написание НЕ с существительными. В карточке по парам постарайтесь выполнить все задания, а в тетрадь запишите только пословицу, которая подходит под рассказ о елке с предыдущего прилавка.

{Комментированная проверка)

1. Лучше быть свободным на ветке, чем в не (во-ле) в золотой клетке.

2. Не(правдой) свет пройдешь, да назад не(воротишься).

3. Во сне счастье, наяву не(насть)е.

Вы работали парами. Поэтому, оценка в этом виде работы - взаимная проверка.

7.Прилавок «Контрольное взвешивание»

На следующем уроке у вас запланирована тестовая работа по теме "Существительное." Итак, мы купим 5 вопросов, с которыми узнаем, с какими знаниями вы подошли к контрольной работе.

1) Сколько падежей у имени существительного?

а) 6;

б) 7.

2) Какой падеж устанавливает начальную форму слова?

а) именительный;

б) винительный.

3) Сколько склонений имени существительного в русском языке?

а) 2;

б) 3.

4) К какому склонению относится слово МАТЬ?

а) к 1-ому;

б) к 3-ему.

5) Укажите верное утверждение

а) Существительное обозначает предмет.

б) Существительное обозначает признак предмета.

— В этом виде работы методом оценки является самооценка. Правильные ответы находятся на доске (аабба). В поля поместите карандашом количество полученных баллов. За 5 правильных ответов - 10 баллов, за каждую ошибку удаляются 2 балла.

8. Прилавок «Загадка»

И в этом магазине интересные загадки. Купить их?

Угадай загадку и определи склонение в ответе.

1. Хотя он не бегает, но не позволяет другим стоять. (Мороз)

2. Что растет вверх ногами? (Сосулька)

З. Белая скатерть покрыла весь мир. (Снег)

4. И в огне не горит и в воде не тонет. (Лед)

5. Неживой, но с человеком ходит. (Тень)

6. Летом серый, зимой белый. Его ребенок. (Крольчонок)

Вам понравились эти загадки?

9. Книжный прилавок

Здесь предлагаем поработать с учебником.

(Русский язык. 5 класс. Часть 2 - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.) Стр. 50, упражнение 568. Правильно читать задачу. Это комментируемое письмо. Определить род выделенных слов.

III. Итог урока

— Вот и заканчивается наше путешествие на «Русскую ярмарку". Вы посетили много мест и купили все, что вам пожелалось. Вы-молодцы, купили нужные товары, показав замечательные знания. Но всю ярмарку нельзя посетить за один раз. Мы повторили все сведения об существительном, получили домашнее задание и оценки, а еще оценить ваши знания нам помогут тетради, потому что мы использовали многие виды оценивания. Это и взаимопроверка, и самооценка. Также мы развивали критическое мышление, используя метод предсказания.

Думаю, что все то, что происходило сегодня на уроке, поможет вам в создании сознательного отношения к знаниям, достояниям нашего народа, а также надеюсь, что сегодня мы вместе сделали шаг в формировании нашей жизненной компетенции, потому что именно сейчас формируется наше бережливое отношение к окружающему миру.

Все, что мы купили на ярмарке, — это знания. Это такой товар, который всегда пригодится в жизни, его за плечами не носить. И я надеюсь, что эти знания помогут вам в дальнейшем обучении.