Публикации
2024-11-07 14:46

Методики диагностирования уровня математического развития детей дошкольного возраста

Байчурина Зульфия Винеровна,

воспитатель,

МАДОУ №19 «Десткий сад «Ручеек»,

г. Гай





МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностика в дошкольном математическом образовании может быть двух видов: это экспресс-диагностика и системная диагностика. У каждой из этих видов диагностики есть соответственно свой функции.

Экспресс-диагностика – это разовое обследование, проводится обычно автономно от педагогического процесса обучения. Функции этого вида диагностики – дать достаточно актуальную картину уровня математического развития ребёнка на сегодня, а так же «зону ближайшего развития». Экспресс-диагностика определяет комплекс внутренних психических и внешних средовых факторов. Ещё одна функция экспресс - диагностики – определение актуального уровня математического развития ребёнка, поступающего в первый класс.

Системная диагностика – это систематическое «отслеживание» ребёнка педагогом в процессе систематической же работы с ним. Функции системной диагностики в возможности на основании её результатов построить перспективный прогноз развития математических способностей ребёнка. Так же функция отслеживания индивидуальной «скорости» продвижения в математическом развитии и прогнозирования зоны ближайшего развития ребёнка. Системная диагностика составляет неотъемлемую часть самого процесса обучения и развития ребёнка. В процессе систематической образовательной работы с ребёнком, построенной на основе принципов развивающего бучения, все направления развития (интеллектуальное, эмоциональное, социальное, физическое и т.д.) находятся в сфере постоянного внимания и наблюдения педагога и психолога. Функция отслеживания математического развития ребёнка позволяет вовремя оказать необходимую помощь как с целью коррекции и компенсации развития, так и с целью профилактики дальнейшей школьной дезадаптации.

Педагогическая диагностика – это механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс, и определяются результаты деятельности, как ребенка, так и педагога.

Задача диагностики – получить более полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации для воспитателей, психологов, родителей для подготовки детей к школьному обучению и выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования.

Функции диагностики:

аналитическая – выявляет причинно-следственные связи в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения;

собственно диагностическая – способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности педагога;

оценочная – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;

коррекционная – направлена на исправление (изменение) действий педагога и ребенка с целью устранения негативных последствий обучения;

ориентационная – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;

информационная – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

Методика диагностики уровня математического развития ребёнка

Назначение диагностики состоит в контроле за овладением детьми основными способами и приёмами познавательной (математической) деятельности, практическими действиями, содержанием, речевым выражением способов и результатов практических и умственных действий. В ходе диагностики выясняется отношение детей к познавательным и творческим математическим задачам: восторг и максимальная активность или безразличие; способность проявлять творчество или стремление к простому воспроизведению заданного и т.д.

Диагностика проводится по следующим показателям трёх предполагаемых уровней освоения детьми математического содержания:

- освоенность ребёнком практических действий сравнения, уравнивания, счёта, вычислений, измерения, классификации и сериации, видоизменения и преобразовании и др.;

- характер представлений детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, форме, расположению в пространстве и т.д.;

- уровень речевого выражения способов практических действий: использование терминологии, структура и построение предложений, оригинальность и точность высказываний;

- степень самостоятельности и творческих проявлений в ходе освоения и переноса математических знаний и умений в новые условия.

В качестве примера предлагаю методику диагностики математического развития детей среднего дошкольного возраста (составитель И.Н.Чеплашкина, Л.Ю.Зуева - СПб, «Акцент»,200 6).

Задания направлены на выявление следующих умений:

- определять форму, воссоздавать фигуру из частей (элементов);

- пользоваться числами: считать, уравнивать, ориентироваться в цифрах;

- двигаться по лабиринту;

- решать логические задачи, проявлять догадку, объяснять свои действия.

До проведения диагностики дети должны быть ознакомлены с аналогичными заданиями.

·Обследование проводится в первой половине дня в период с 9 до 12 часов, во вторник или среду, когда наблюдается максимальный в течение недели уровень работоспособности детей.

·Обследование проводиться в спокойной, благожелательной обстановке.

·С ребенком одновременно работает только один специалист (либо воспитатель, либо психолог) это связано с тем, что перекрестный «допрос» нескольких взрослых часто затрудняет контакт и не позволяет получить объективные результаты.

·При необходимости более глубокого обследования специалистами (логопедом, психологом) это целесообразнее сделать в другое время.

·Все необходимые принадлежности, пособия и материалы не лежат на столе, за которым будет работать ребенок; они разложены в определенном порядке на отдельном столе.

·Родители могут присутствовать при обследовании, желательно, чтобы они сидели спиной к ребенку. (Это время можно использовать для ответа родителей на вопросы анкет).

В ходе обследования педагоги:

·не торопят ребенка, не спешат с подсказкой;

· не показывают свое неудовольствие или неудовлетворение;

· не подчеркивают отрицательные результаты и анализируют результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

Методика 1 (детей 2-й младшей группы) «Улитки на грибочках» выявляет умение детей пользоваться приемами наложения и приложения при определении равенства и неравенства по количеству.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает карточку ребенку и спрашивает: «Сколько нарисовано грибочков?» (Много, три). «А улиток у тебя больше или меньше, может быть, столько же? Как проверить?» Обратить внимание, умеет ли ребенок пользоваться приемом приложения. Если ребенок затрудняется ответить, предложить ему положить на карточку

столько улиток, сколько грибов. Задать такие вопросы: «Сколько грибочков? Сколько улиток? Чего больше?»

Количество улиток на 1-2 должно быть больше, чем грибов.

Методика 2 (детей старшей группы) «Раздели на части» выявляет умение делить целый предмет на несколько равных частей.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку решить задачу: «Раздели квадрат пополам. Что больше - квадрат или его половина? Раздели квадрат на 4 равные части. Покажи 1/4 часть, 2/4 части. А что такое 2/4 части (половина квадрата)? Что больше -1/4 или 2/4?»

Материал: вырезанные из цветной бумаги круги, квадраты.

Оценка результатов: 1 б - ребенок самостоятельно справляется с заданием, отвечает на вопросы; 0,5 б - ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого, затрудняется в ответе на 1-2 вопроса; 0 б - ребенок не справляется с заданием.

Методика 3 (детей старшей группы) «Емелина неделя» выявляет умения детей ориентироваться в днях недели, порах года и месяцах.

Инструкцияк проведению. Педагог обращается к ребенку: «Я начну читать стихотворение «Емелина неделя», а ты его докончи.

Мы спросили у Емели: назови нам дни недели.

Стал Емеля вспоминать, стал Емеля называть...

Какие дни недели назвал Емеля?» Можно просто задать ребенку вопрос: «Знаешь ли ты дни недели? Давай поиграем в игру «Назови соседа». Я говорю тебе день недели, а ты назовешь предшествующие и последующие дни». Далее педагог задает вопрос: «Знаешь ли ты поры года и месяцы? Тогда скажи, какой среди названных месяцев зимний: июнь, январь, октябрь, май? Какой летний: июль, февраль, март, сентябрь? Какой осенний: январь, июль, ноябрь, апрель? Какой весенний: декабрь, апрель, сентябрь, август?»

Оценка результатов: 1 б - ребенок называет дни недели, правильно отвечает на вопрос «Назови месяц»; 0,5 б -допускает ошибки, справляется с помощью взрослого; 0 б - не справляется с заданием, нет знаний.

Методика 4 (детей подготовительной группы) «Реши задачу» выявляет умение решать прямые и косвенные задачи.

Инструкция к проведению.Педагог обращается к ребенку: «Сейчас мы с тобой попробуем решить интересные задачки. Послушай внимательно». При необходимости условие задачи повторить несколько раз.

1.На ветке сидели три птички. Прилетели еще две. Сколько стало на ветке птичек?

2.Около дома стояли шесть машин. Три машины уехали. Сколько машин осталось около дома?

3.На ветке сидели синички. К ним прилетели два воробушка, и всего на дереве стало пять птичек. Сколько синичек сидело на ветке?

4.Около дома стояли машины. Когда уехала одна грузовая машина, то осталось 4 легковые машины. Сколько вначале стояло машин у дома?