Конференции
Апрель 2023

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Васечкина Ольга Викторовна
педагог-психолог
КОУ "Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ" с. Леуши

Человек - существо социальное и с самого рождения общество диктует как нам нужно себя вести. Традиционно самым главным институтом воспитания и становления человека как личности является семья. То, что ребенок в свои детские годы приобретет в семье, он сохранит это в своей последующей жизни. Но в современных условиях социально нестабильного общества, мы наблюдаем как семейные традиции и ценности теряют свою значимость, происходит снижение воспитательного потенциала семьи, что и отражается на формировании личности ребенка.

Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена. Такое поведение детей и подростков, употребление подростками психоактивных веществ является в современном мире серьезной проблемой семьи, образовательных учреждений, общества в целом.

Профилактика аддиктивного поведения, конечно же, должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.

Можно выделить ряд социально-психологических факторов, провоцирующих аддиктивное поведение подростков в семье:

• нарушение системы семьи (развод родителей, неполная семья, вновь созданные семьи, появление сводных братьев, сестер и т. п.)

• нарушенные стили воспитания в семье (авторитарность, жестокое обращение с ребенком в семье, гиперопека, непоследовательность в воспитании, отсутствие понимания между родителями, попустительство и безнадзорность, отсутствие духовности, нравственных ценностей в семье)

• чрезмерная занятость родителей, отсутствие эмоциональной близости, общности интересов и контакта с детьми, автономность проживания детей и родителей

• малообеспеченная семья, проживающая в плохих социально-бытовых условиях, либо семья с высоким материальным достатком и неконтролируемым доступом подростка к материальным средствам

• дисфункциональная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой (соперничество между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствие сотрудничества и эмоциональной связи между родителями и детьми, постоянная атмосфера напряженности, неприязнь, взаимное перекладывание вины)

• аморальная семья (правонарушения, совершаемые родителями, злоупотребление алкоголем, наркотиками, развратное поведение родителей)

• криминогенная семья (преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям «нормы» антиобщественного поведения).

Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков.

Семейная профилактика это не только беседы и «разговоры за столом», об опасности различных психоактивных веществ, самое главное это сформировать жизненно важные навыки, которые помогут ему выстоять при возникновении проблем, различных ситуаций не прибегая к употреблению одурманивающих средств.

Важным аспектом профилактики является степень удовлетворения потребностей ребенка в семье, поощрение его стремлений и увлечений. Таким образом ребенок примеряет на себя различные виды деятельности, самореализуется. Воспитание в ребенке самоуважения и осознания собственной ценности, значимости для родных и близких. Общаясь с родителями, ребенок начинает осознавать, любят его или нет, в каких он отношениях находится с другими людьми, какие у него обязанности и права, начинает понимать, что ему можно и чего нельзя. У него появляется взгляд на самого себя, формируется самооценка, определенная бытующими в его среде представлениями о хорошем и плохом, складывается внутренний регулятор «можно - нельзя».

Огромную роль в профилактике аддиктивноого поведения, также играет адекватный мониторинг в сочетании с четкими, ясными семейными правилами и привязанностью (приверженностью семье).

Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление родителей, недостаток уверенности в собственных силах – все это заставляет подростков объединяться в группы.

Именно в семье запускаются те самые механизмы, которые, в последствии, повлияют на ребенка, оказавшегося перед выбором: употребить алкоголь - или прийти с проблемой в семью, или пойти в спорт, выкурить сигарету – или попробовать по-другому, завоевать авторитет среди сверстников.

Список литературы

1. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации Л.М. Крыжановская. - М., 2015.

2. Проблемы психологии современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1982.

3. Симатова О.Б. Первичная профилактика злоупотребления ПАВ у подростков: Чита: ЗабГГПУ, 2005.

4. Шереги Ф.Э. Наркоситуация в молодежной среде: структура, тендентиции, профилактика. М.: Издательский Дом «Ген-Жер», 2013.