Конференции
Май 2023

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Гурченко Наталья Ивановна
директор
КОГОБУ для детей-сирот СШИ г. Сосновки Вятскополянского района

Если хочешь, чтобы скорее расцвел цветок, не нужно насильно
развертывать лепестки, а нужно создать условия,
при которых он сам распустится.
Л.Н. Толстой

Многолетние наблюдения показывают, что после окончания школы большинство наших детей продолжают свое образование, устраиваются на работу, налаживают свою жизнь и создают прекрасные семьи. И такой результат мы получаем благодаря организации воспитательного процесса и созданию всех условий для успешной социализации в обществе. Для этого в нашей школе была разработана общешкольная программа семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Мой дом», направленная на формирование позитивного образа семьи.

Программа семейного воспитания «Мой дом» включает в себя пять теоретико-практических блока:

1 блок - «Культура коммуникации. Слагаемые счастливой семьи»;

2 блок - «Духовно-нравственные основы семьи»;

3 блок – «Домашний труд в семье»,

4 блок - «Хозяйство семьи и бюджет»;

5 блок - «Самосовершенствование личности и основы личной безопасности».

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно как их решать).

В 1 блоке «Культура коммуникации. Слагаемые счастливой семьи» воспитанники знакомятся с понятием «семья», её структурой, функциями, особенностями семейных взаимоотношений, традициями семьи.

Во 2 блок «Духовно - нравственные основы семьи», входят следующие направления:

- нравственное, нацелено на освоение детьми теоретических и практических представлениях о духовных и нравственных ценностях семьи.

- гражданско-патриотическое, основанное на воспитание любви и уважению к Родине, к её культурному прошлому, традициям.

- правовое, связанное со знакомством с правами и обязанностями ребенка, профилактикой жестокого обращения в детской и подростковой среде и профилактикой самовольных уходов.

В 3 блоке «Домашний труд в семье» даются теоретические знания и формируются практические умения и навыки ведения домашнего хозяйства.

В 4 блоке «Хозяйство семьи и бюджет» закладываются основы экономической и финансовой грамотности воспитанников, необходимые для самостоятельной жизни.

В 5 блок «Самосовершенствование личности и основы личной безопасности», входят следующие направления:

- учебно-познавательное, предполагающее развитие учебных умений и навыков у воспитанников;

- физкультурно-оздоровительное, основанное на формирование здорового образа жизни, базовых представлений и навыков поведения в экстремальных ситуациях.

Проблема успешной социализации в обществе существует во многих сиротских учреждений по всей России. И одной из важнейших причин социальной дезаптации выпускников детских домов современные исследователи все чаще называют низкий уровень развития социальных компетенций детей-сирот.

В связи с этим мы выбрали набор компетенций в различных сферах, позволяющий им уверенно вести себя и чувствовать в различных жизненных ситуациях.

1. компетенция гражданственности (осознание общественной сущности человека как члена социальной общности, государства, знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина);

2. компетенция здоровьесбережения (осознание важности здоровья и здорового образа жизни);

3. компетенция в бытовой сфере (навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, семейного бытия, экономическая и финансовая грамотность, организации досуга и т.п.);

4. компетенция социального взаимодействия (способность вести себя адекватно ситуации, находить общий язык с коллективом, с семьей, с друзьями, с другими людьми, избегать конфликтов);

5. компетенция в сфере социально-трудовой деятельности (профессиональное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие).

На основании общешкольной программы воспитатели семейных групп разрабатывают свою рабочую программу.

Теоретико-практические блоки прослеживаются и в индивидуальной программе сопровождения каждого ребенка.

Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

Наша школа, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, включила те вариативные модули, которые помогут нам в наибольшей степени реализовывать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нас кадровых и материальных ресурсов. Школьная Программа воспитания была разработана на ступени начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Модуль «Классное руководство и наставничество». В модуле прописана работа классного руководителя с классом (различные тематические классные часы, акции и т.д.), индивидуальная работа с учащимися (беседы), работа с учителями-предметниками и воспитателями, выполняющими функции родителей. Этот модуль мы практически не меняли, потому что в Примерной программе он описан достаточно.

Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования».

Реализуется данный модуль в нашей школе по пяти направлениям внеурочной деятельности:

Общеинтелектуальное: кружки «Умники и умницы», «Почемучка», «Эрудит»

Духовно-нравственное: театральная студия «Росток», кружок «Боевое братство»

Общекультурное: вокальная студия «Весёлые нотки» и «Мир музыки»

Социальное направление: кружки «Рукоделие», «Мастерица», «Хозяюшка», «Резьба по дереву»

Спортивное направление: кружки «Если хочешь быть здоров», «Спортландия», «В мире футбола», спортивный клуб «Прорыв». Воспитанники нашей школы также посещают кружки в доме детского творчества г. Сосновки, художественное и музыкальное отделение городской школы искусств, Детско-юношескую спортивную школу, что способствует раскрытию и развитию способностей и талантов наших детей

Модуль «Школьный урок».

В данный модуль нашей программы воспитания мы добавили:

Общешкольную проектно-исследовательскую конференцию «Шаг в будущее». Традиционно конференцию мы проводим в марте. Свои проектные и исследовательские работы защищают учащиеся 4 класса, 9 и 11 класса вместе со своими кураторами. Комиссией выбираются лучшие проекты, которые в дальнейшем участвуют в районных, областных и всероссийских конкурсах проектных работ. Победители награждаются на ежегодном празднике «Звёздный час».

Школьный конкурс «Лидер года». Конкурс проводится в несколько этапов: интеллектуальный, танцевальный, спортивный, вокальный, гражданско-патриотический, поэтический, технологический. Каждое конкурсное испытание - это общешкольный мероприятия-состязание талантов, где взрослые и дети совместно готовят свои номера, костюмы.

Модуль «Самоуправление»

Структура самоуправления в нашей школе двухуровневая: ученическое самоуправление в классных коллективах, школьное ученическое самоуправление – Совет школы.

Через деятельность Совета школы, объединяющего лидеров классов, происходит распространение значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов, работа постоянно действующего школьного актива, инициирует и организует проведение соревнований, конкурсов, фестивалей, акций. Совет школы проводят ряд мероприятий, например, «День Дублера», «1 Апреля- день наоборот», «День здоровья».

Совет школы планируют и организовывают деятельность учащихся по конкретным направлениям:

«Учись на совесть» - сбор информации об учебном процессе, успеваемость учащихся по классам

«Совет культуры – дискотеки, концерты, праздники, участие в городских акциях, проектах, сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы

«Штаб порядка» – осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка; правил поведения обучающихся,

Совет труда - организация трудовых дел (уборка, субботники, ремонтные дела, благоустройство территории школы.

В Совете школы есть представители от каждого класса. В каждом классе есть свой лидер, представляющий интересы класса в общешкольных делах и призванный координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей.

Через работу Совета класса каждый ученик оказывается вовлеченным в воспитательные мероприятия школы.

Модуль «Профориентация»

Наша школа, не просто школа, а школа-интернат. На территории школы-интерната расположена столовая, медицинский кабинет, швейная мастерская, помывочно-постирочный комплекс, гараж с автотранспортом, мастерская, бухгалтерия. Поэтому профориентационную работу мы прежде всего выстраиваем с бесед с работниками школы, которые трудятся у нас поварами, медсестрами, швеями, плотниками, водителями, сантехниками, бухгалтерами. Работники школы-интерната с удовольствием рассказывают о своей профессии, проводят практические занятия, тем самым подчеркивая важность рабочих специальностей. Значимыми в данном модуле являются также экскурсии на предприятия города и района.

Модуль «Волонтерство»

Модуль реализуется через работу Совета милосердия. Наши воспитанники разных поколений помогали и продолжают помогать ветеранам педагогического труда, ветеранам труда школы-интерната. Это и сезонная помощь по уборке снега, огорода, так и еженедельная- по уборке домов и квартир. С 2019 года тимуровское движение школы присоединилось к районному движению волонтеров, что позволило нам расширить географию оказания помощи, нуждающимся не только в городе, но и за его пределами.

Модуль «Детские общ. объединения»

В 2020 году учащиеся нашей школы в составе команды «Дети XXI века» вступили в ряды районного отделения российского движения школьников. В школе реализуется три направления этого движения:

Личностное развитие: профориентационная работы

Гражданская активность: участие в социальной деятельности – различных видах добровольчества (фестивали, конкурсы, акции и флешмобы, детские проекты)

Военно-патриотическое направление (Уроки мужества, спортивные соревнования и состязания);

Модуль «Предметно-эстетическая среда»

Этот модуль осуществляется через такие формы работы как: оформление классных уголков и кабинетов, оформление тематических стендов, уборка территории школы-интерната и прилегающей территории, работа на пришкольном участке (посадка саженцев, прополка, полив, сбор урожая), разведение цветников.

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Этот модуль мы дополнили традиционными школьными мероприятиями «День рождения школы - 5 декабря (праздничный концерт, встречи с выпускниками, которые вернулись и работают в родной школе), День семьи, день Памяти А. Оленева – нашего выпускника, чье имя несет школа.

При разработке модулей Программы воспитания мы проанализировали свой опыт, потенциал и ресурсы. Некоторых модулей у нас нет, например, модуль «Медиа». Есть запрос и интерес у учащихся, но у нас пока нет на это ресурсов и кадров.

С разработкой и реализацией Программы воспитания можно сказать о том, что воспитательная система приобрела четко выраженную систему. Школьная жизнь стала более насыщенной, интересной, событийной. Успеваемость в школе повышается, сокращается число правонарушений. Всё больше учащихся становятся победителями и призерами муниципального этапа предметных олимпиад, международных конкурсов-игр «Русский медвежонок», «Астра», «Кенгуру», «Пегас». Выпускники 11 класса получают на ЕГЭ по предметам баллы выше среднего, поступают в высшие учебные заведения Кирова, Казани, Екатеринбурга. А самое главное, что большинство наших выпускников, становятся хорошими специалистами, достойными гражданами своей страны.

Одним из важнейших вопросов организации работы в школе-интернате является взаимосвязь в работе воспитателей, учителей и классных руководителей. От этого зависит учёба и воспитанность наших обучающихся. Совместная работа строится на:

1.Совместной работе воспитателя и учителя по воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной воспитательной работы. Ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков группы и т.д.

2.Обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы, личная беседа – средства такого обмена.

3. Совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно-воспитательных мероприятий.

4. Обсуждение единых требований к учащимся по предмету. Режим устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки.

5. Ведение дневника взаимосвязи. В дневнике взаимосвязи учитель и воспитатель делают записи заданий, фиксируют свои замечания о работе всей группы и отдельных учащихся, вносят предложения и пожелания по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Ведение дневника позволяет быстрее устранить недостатки, найти правильные и более эффективные пути для лучшей организации работы.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса ГКОУ РО Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение».

Наша школа-интернат призвана стать для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и созданы условия для формирования, развития и реализации личности, где обучающимся оказывается помощь в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Школа в урочное время и после уроков – становится миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, что здесь ребёнок адаптируется и социализируется, раскрывается как личность, становится нужным, находит свое место в большом мире.