Методическая разработка "Лэпбук "Знакомство с квиллингом"
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Лэпбук
«Знакомство с квиллингом»
Автор-составитель:
Берегой Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной
категории
г. Оренбург, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка ……………………………………………
3
1.1
Актуальность ……………………………………………………….
3
1.2
Цель………………………………………………………………….
5
1.3
Задачи ………………………………………………………………
5
1.4
Практическая значимость …………………………………………
6
2.
Методическое обоснование ……………………………………….
7
2.1
История квиллинга………………………………………………….
7
2.2
Что делают из квиллинга? …………………………………….
9
2.3
Материалы и инструменты…………………………………………
10
2.4
Классический квиллинг. Базовые формы квиллинга……………..
12
2.5
Виды квиллинга……………………………………………….
13
3
Список литературы ………………………………………………..
14
4
Понятийный словарь
15
Аннотация.
Дидактический материал лэпбук «Знакомство с квиллингом» является практическим пособием к дополнительной программе «Чудеса своими руками». Разработка адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии, воспитателям продленного дня.
1.Пояснительная записка.
Задача педагогов дополнительного образования художественной направленности – пробуждать у ребят желание заниматься творчеством,
Данная тема изучается в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса своими руками» по художественному направлению для обучения учащихся 7 – 10 лет в разделе «Квиллинг». Занятие является составляющей темы «Квиллинг» в учебно -тематическом плане образовательной программы художественно – эстетической направленности «Чудеса своими руками», рассчитанной на обучающихся 1-го года обучения.
1.1 Актуальность
На современном этапе развития российского общества достаточно чётко выражена потребность в творческих, инициативных, высокопрофессиональных специалистах, обладающих умением системно ставить и решать нетрадиционные задачи. В этих условиях весьма актуальной становится задача формирования и развития творческого потенциала человека.
Важной и приоритетной задачей современного образования является ориентация на создание условий, способствующих развитию творческого потенциала личности каждого учащегося.
В ряде документов по развитию системы дополнительного образования предусматривается необходимость развития у подрастающего поколения художественного мышления, индивидуальности, креативности вне зависимости от природных способностей, личностных особенностей и социального положения.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р) прямо указывает на «…содействие эстетическому, нравственному, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству».
«Квилинг» – это простой и очень красивый вид творчества с эффектным результатом работы. Приемы работы в данной технике очень просты, доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Работы в данной технике являются хорошим сувениром, подарком, или украшением.
Перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у воспитанников интереса к созидательной деятельности.
Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества является использование на учебных занятиях методики создания лэпбука.
Одной из таких возможностей современного образования, которую я стала изучать и применять в своей работе, является новая для меня форма работы с детьми – «лэпбук».
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского означает «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это небольшая самодельная папка, книжка- раскладушка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Эта интерактивная книжка-раскладушка– отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Значение и применение лэпбука.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью вспоминает интересные факты и сведения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для учащихся 1 классов – кармашки с карточками, а старшим детям – задания посложнее). Эффективно использовать лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
1.2 Цель:
Формирование представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге с помощью лэпбука; знакомство с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги.
Задачи:
Воспитывающие:
- воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда;
- воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.
Образовательные:
- познакомить с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги;
- ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;
- развивать интерес к предмету;
- развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.
1.3 Практическая значимость.
Лэпбук «Знакомство с квиллингом» помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательной игровой форме. Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и разрабатывается специально под конкретную тему изучения.
Практическая значимость квиллинга заключается в следующем:
Развитие творческих способностей: квиллинг открывает возможность выразить свою индивидуальность и выразить видение окружающего мира.
Развитие мелкой моторики: во время работы в квиллинге задействованы обе руки, что активизирует работу полушарий головного мозга.
Концентрация внимания: процесс изготовления изделий заставляет сосредоточиться, чтобы получить желаемый результат.
Формирование личностных качеств: работа в технике квиллинга развивает настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость и аккуратность.
Возможность использовать изделия в качестве подарка или украшения интерьера: в технике квиллинга выполняют сувениры, игрушки, ёлочные украшения и даже бижутерию.
2.Методическое обеспечение.
Лэпбук «Знакомство с квиллингом»
Первый разворот.
История квиллинга
·В Лэпбуке даны краткие сведения о истории возникновения квиллинга, т.к. для детей 7 лет будет затруднительно читать объемный текс. Педагог дополняет сведения рассказом.
Квиллинг – это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции.
Слово квиллинг происходит от английского слова «quill» или «птичье перо».
В отличии от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 – начале 15 века.
В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя технология сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоёв общества.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. Надо заметить, что корейская школа квиллинга отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки (Приложение 1). Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства [10]. Тончайшее объемное кружево сплетается из сотен мелких деталей
В 15 веке это считалось искусством, в 19 – дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто, и только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство [2; 80].
С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно создать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению, не развалится и не сломается (Приложение 3).
2.2 «Что делают из квиллинга?»
·Так же на первом развороте размещены картинки с изделиями из квиллинга. Педагог предлагает ребятам подумать, что это такое? Затем открывается один из элементов лепбука, где можно проверить свои догадки и узнать «Что делают из квиллинга?».
На втором развороте
2.3 Материалы и инструменты
·Здесь ребята узнают, какая бумага используется для квиллинга. Могут сравнить не только размеры (ширину полос), но и сравнить плотность (т.е. толщину бумаги). Все это дополняется рассказом педагога.
Бумага для квиллинга
Бумага
Конечно, удобнее всего воспользоваться готовым набором. Но если для композиции нужна какая-то необычная деталь, то можно нарезать полоски из двусторонней бумаги, правда, это довольно трудоемкое занятие.
Бумага для квиллинга должна быть цветной с двух сторон, достаточно плотной, плотность от 80 до 160 г/м2. Чаще всего для квиллинга используют полоски бумаги шириной 5мм. Хотя они могут быть и более узкими, к примеру 3мм. Широкие полоски 6 – 15мм используют для изготовления роз и бахромчатых цветов.
Кармашек
«Инструменты для квиллинга»
Стержень для накручивания бумаги
Основное «орудие труда» – специальный инструмент с раздвоенным кончиком и удобной ручкой. С его помощью скручивают бумажные полоски.
Линейка с круглыми отверстиями
Специальная линейка-трафарет с отверстиями разной формы и размера необходима для создания большого количества одинаковых элементов. С ее помощью детали получаются ровными, четкими и аккуратными.
Пинцет
Пинцет используют для выполнения мелкой работы. Недаром квиллинг называют бумажной филигранью. Зачастую мелкие детали удобнее держать пинцетом, чем руками.
Ножницы
Ножницы применяют для разрезания бумаги. Они должны быть острыми, с удобными ручками. Для создания необычных композиций можно использовать фигурные ножницы, которые режут бумагу волной или зигзагом.
Для нарезки бахромы на бумажной ленте лучше использовать тонкие швейные ножницы.
Канцелярский нож и планшет для резки бумаги
Канцелярский нож – это инструмент для нарезки полосок бумаги. Но им желательно пользоваться только на специальном планшете, чтобы не испортить поверхность стола. Бумагу режут по металлической линейке.
Гребень
Инструмент предназначен для плетения различных элементов из бумажных полос. Используется для петельчатого квиллинга.
Клей
Для склеивания бумаги лучше подойдет клей ПВА, такой клей продается в магазинах товаров для рукоделия, в книжных магазинах и в киосках печати. Клей не должен оставлять пятен при высыхании, он обеспечивает качественное сцепление поверхностей бумаги, но в то же время в случае ошибки её несложно аккуратно отклеить. Клей ПВА не токсичен, его можно использовать без частого проветривания помещения.
Основные формы, квиллинга.
·Воспитанники знакомятся с внешним видом ролл, а затем находят описание как их можно сделать.
1.РОЛЛ — спираль.
Это базовая форма, на ее основе делают другие модули. Ролл может быть тугим или свободным. Для получения тугого ролла бумагу накручивают на инструмент как можно плотнее, кончик сразу фиксируют клеем; для получения свободного ролла скрученной спирали дают расправиться до нужного диаметра, после чего приклеивают край.
На основе ролла выполняются и остальные элементы:
1. Капля — свободный ролл со смещенным в одну сторону центром и сжатый с противоположной стороны.
2. Глаз — свободная спираль, сжатая с двух сторон.
3. Треугольник — свободная спираль, сжатая с трех сторон.
4. Прямоугольник — свободная спираль, сжатая с четырех сторон.
5. Стрела — треугольник с продавленным к центру основанием.
6. Полукруг — листок с выпрямленной стороной.
7. Полумесяц — полукруг с продавленной к центру выпрямленной стороной.
Объёмный, контурный и другие виды квиллинга
·В зависимости от техники создания поделки различают несколько видов квиллинга. К ним относят:
1.Контурный квиллинг. Другие названия — графический или силуэтный. Детали фиксируются на основе по нарисованным линиям и готовым силуэтам. Переходы и контуры узора отмечают отдельными цветными полосками.
2.Петельчатый квиллинг. Может также называться петельным, колосковым, хастингом. Для этой техники характерно скручивание мелких деталей-петелек и выкладывание их как мозаики на основу. Хастинг часто используют при создании растительных узоров и цветочных орнаментов.
3.Бихайв. Работы в этой технике содержат много мелких деталей. Длинные полоски бумаги скручивают, делая тугие или свободные роллы, которыми заполняют всё пространство картины. Бумажным завитушкам придают нужную форму, используя трафареты.
4.Объёмный. Этот вид применяется для создания фигурок, игрушек, шкатулок, ваз и других деталей украшения интерьера. При изготовлении поделок используют специальную плотную бумагу для квиллинга. Отдельный вид объёмного бумагокручения — гофроквиллинг. Поделки в виде объёмных моделей и композиций выполняют из гофрированного картона.
2.4 Методические рекомендации
1. Предоставленный материал могут использовать педагоги, занимающиеся с учащимися в творческих объединениях художественной направленности, а так же педагоги, занимающиеся на занятиях во внеурочной деятельности и группах продленного дня.
2. Данный материал поможет правильно определить содержание работы творческого объединения, решить основные методические вопросы в организации творчества учащихся и будет способствовать улучшению работы по развитию детского творчества.
3. Список использованной литературы
1. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 128 с.
2. Дженкинс Д.Поделки из бумажных ленточек. - М.: Мой мир, 2008. - 80 с.
3. Зайцева А.А. Квиллинг: новые идеи для творчества - М.: Эксмо, 2010. - 96 с.
4. Зайцева А.А. Техника работы с бумагой. Большая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2010. – 192 с.
5. Уилсон Д. Цветы из бумажных лент. Открытки, сувениры, подарки / пер. с англ. У. Сапциной. - М.:Издательская группа «Контэнт», 2010. - 48 с.
6. Уолтер Х.Узоры из бумажных лент, 2006. – 112 с.
7. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги / Пер. с итал. Г.В. Кирсановой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир Книги». 2010. - 96 с.
8. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. – М.: «Издательство мир книги», 2010. – 96 с.
Интернет – ресурсы
9. Страна мастеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//stranamasterov.ru/
Квиллинг - это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные композиции.
Фрингер – это специальный инструмент для нарезки бахромы, через который пропускают бумажную ленту, тем самым нарезая её с одной стороны на полоски небольшой ширины.
Люмограф – это линейка с отверстиями разного диаметра, позволяющие создавать элементы точно заданного диаметра.
Кримпер или «обжиматель бумаги» - это специальный инструмент для создания гофрированной бумаги.
Ролл – это полоска бумаги, завёрнутая в спираль, основной элемент в квиллинге.
Пинцет – инструмент, приспособление для манипуляции небольшими предметами, которые невозможно, неудобно, либо нежелательно или опасно брать незащищёнными руками.
Брошюра – небольшая книга, обычно без твёрдого переплёта.