Публикации
2024-08-19 10:39

Обобщенный опыт работы: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Маленький ребёнок. Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и уже, наверное, забыл, как хотелось потрогать всё новое, прикоснуться, облизать, прикусить - то есть изучить предмет со всех сторон. Формирование восприятия мира и, как следствие, развитие речи идёт через ощущения руки.

Доказано, что одним из показателей нормального психологического и нервно-психологического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

И тема моей углубленной работы называется «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Педагоги и психологи, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и для того, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Следовательно, нашу цепочку можно дополнить. Мелкая моторика-речь-восприятие -высшие психические функции (мышление, память, внимание).

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам.

Работу по развитию мелкой моторики в группе я строю по следующей схеме:

Ежедневно провожу с детьми самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев одной руки, затем другой. Затем растираем ладонь одной руки большим пальцем другой руки.

Для снижения тонуса и уменьшения напряжённости мышц периодически использую криомассаж. Для его проведения готовятся две ёмкости. В одну наливают тёплую воду (ближе к горячей, в другую кладут ледяные кубики («конфетки»). Сначала малышу предлагают пошебуршать «конфетками» затем опустить ручки в воду. «Потрогаем «конфетки» - они холодные, потрогаем водичку-она горячая» и т. п. Затем руки хорошо встряхиваем и вытираем полотенцем. Вся процедура длится не более 7 минут, а ощупывание кубиков от 5 до 30 секунд.

Так же есть комплексы специальных упражнений как:

«Пила»-левая рука ладонью вверх лежит на столе, а ребром правой руки имитируем движение пилы по всей поверхности ладони в направлении вверх-вниз; то же левой рукой.

«Утюжок» - и. п. - то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки по левой ладони, разминая её. Затем то же самое делаем рукой.

«Соберём все бусинки»- бросаем камешки в песок. (Насыпаем песок на поднос. Сначала предлагаю ребёнку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка). Затем показываю, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камешки надо аккуратно пересыпать в ведёрко).

Использую различные упражнения на развитие тактильных ощущений: «Пальчиковый (сухой) бассейн», «Волшебный мешочек».

Играю с детьми в пальчиковые игры, в ходе которых так же активизируется мелкая моторика рук детей. Лепим из пластилина.

Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но можно и самим придумать массу интересных игр и занятий, которые способствуют развитию навыков мелкой моторики. Я же использую в работе подручные средства. Например, интересные игры можно придумать с обыкновенными скрепками и прищепками. Предлагаю детям упражнения «Солнышко улыбается» - на предварительно нарисованный и вырезанный круг в виде солнышка дети по окружности прикрепляют прищепки - это лучики солнышка.

Интересные тренажёры могут получиться из пластиковых бутылок. Дети любят прикручивать и откручивать крышки.

Так же дети нашей группы любят играть в игры как: «Собери бусы», «Пирамидка», «Дорожки». Так же можно предложить детям игру под названием «Сюрприз».

В фольге завёрнуты игрушки - надо их развернуть, стараясь не порвать обёртку. Можно завернуть в фольгу грецкие орехи. Дети, разворачивая их, в одну тарелку кладут орешки, а в другую обёртки.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Во-первых, развивают мелкую моторику руки и уже подготавливают её к овладению письмом. Во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте. В-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

При проведении игр и упражнений нужно соблюдать следующие принципы:

• Систематичность проведения;

• Последовательность - сначала на левой руке, потом на правой, при успешном проведении на обеих одновременно;

• Переход от простого к сложному;

• Движения должны быть различными - на растяжение, сжатие, расслабление;

Тренировка всех пальцев, включая безымянный и мизинец. В противном случае можно получить противоположный результат-увеличение тонуса мышц пальцев.

Очень важны желания ребёнка заниматься, эмоциональный настрой, интерес к происходящему.

В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, поэтому, чем больше мастерства в детской руке, тем выше развитие ребёнка.

Итак, задача взрослых - помочь ребёнку начать полноценно использовать возможность движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться познавательных способностей ребёнка. Не стоит забывать и о том, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук-один из показателей дальнейшей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Так же хочу сегодня познакомить Вас с методической литературой по данной теме. Первым помощником в моей работе стала книга «Занятия по сенсорному воспитанию» Э. Г. Пилюгиной. В этой книге даны подробные конспекты занятий с детьми 2-3 лет по развитию мелкой моторики. Также в этом пособии раскрывается методика проведения диагностики сенсорного развития детей раннего возраста и методика занятий по ознакомлению с цветом, величиной, формой предметов. Значительное место в книге уделяется планированию и учёту педагогической работы по данному разделу программы.

Занятия, способствующие развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность) описаны в книге «Играем пальчиками и развиваем речь», автор - В. Цвынтарный. В данном пособии так же есть занятия о том, как знакомить детей с геометрическими фигурами, со счётом.

Авторы Н. Б. Хамзова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина в книге «Лепка в детском саду»

предлагают приёмы сенсорного развития на занятиях лепки.

В методическом пособии «Маленькими шагами в большой мир знаний» Афанасьевой представлены перспективный план, игры-занятия на весь учебный год.

Книга поможет в развитии и совершенствовании познавательных способностей, памяти, внимания, мелкой моторики, пополнения представлений об окружающем мире и формировании элементарных математических представлений ребёнка.

Я надеюсь, уважаемые педагоги, представленный мною методический материал найдёт достойное применение в дальнейшей вашей работе.