Конференции
2023-07-07 15:18 Январь 2023

ФОРМИРОВАНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Гайфулин Руслан Ринатович
учитель информатики
ГБОУ СОШ с. Надеждино, м.р. Кошкинский

Патриотизм является духовной основой многонационального и российского общества. Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, быть готовым всегда встать на защиту ее интересов, является одной из стратегических задач нашего государства. Только сформированное у подрастающего поколения чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, приумножение духовных и материальных ценностей, может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества, а значит, национальную безопасность страны. Гражданско-патриотическое воспитание нынешнего подрастающего поколения всегда являлось и является одной из важнейших задач современной школы, ведь не зря детство и юность и есть, та самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине.

Актуальность проблемы сохранения нематериального культурного наследия обучающихся школы характеризуется как ниже среднего уровня гражданского образования и патриотического воспитания у учащихся. И имеет, по крайней мере, четыре аспекта:

I. наше общество нуждается в подготовке образованных, а также высоконравственных учащихся, которые любят свою Родину и обладают не только знаниями, но и таким прекрасным качеством как личность.

II. в современном мире школьник живет и развивается, окружен большим количеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и соответственно негативного характера, которые ежедневно, если не ежечасно, обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, которые только формируют сферу нравственности.

III. естественно образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, так как гражданственность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос ти к каждому человеку.

IV. воспитание патриотизма для учащихся важно потому, что

- поможет повысить патриотическое сознание, а также нравственные и этические ориентиры;

- не получат широкое распространение в общественном сознании цинизм, эгоизм, равнодушие и немотивированная агрессивность;

Цель гражданско-патриотического воспитания — развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма и сохранение культурных наследий, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. В наше время патриотизм сопоставляется с такими личностными качествами, как уважение семейных традиций, любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

Я считаю, что именно эти качества личности утрачиваются в нашем современном обществе, а само понятие слова «патриотизм» становится каким-то безразличным для понимания сегодняшними школьниками. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что одна из главных задача педагога – позаботиться о том, чтобы ученик не утратил то самое чувство любви к матери, любви к своему дому, близким себе людям, а также к своему прошлому, которое заложено в его душе с самого рождения.

Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье, где происходит формирование фундамента основ личности, которая и закладывается с самого детства. Семья, она как первая и особенная среда, являющаяся для ребенка моделью общества, в которой он осваивает свою родословную, духовную культуру, историю, боевые и трудовые традиции своего, народа.

Формирование у ребенка патриотизма к своей Родине в большей степени зависит от того, как с ним общаются в раннем детстве, а именно что ему рассказывают, показывают, поют. Огромное беспокойство вызывает всплеск правонарушений и возможно даже совершение преступлений среди подростков. Проанализировав информацию правоохранительных органов, практика показывает, что правонарушения совершают подростки, которые находятся вне поля действия семьи, а именно там, где родители не уделяют должного внимания воспитанию подростков и не проявляют интереса к их занятости, связям. Чем старше становятся дети, тем внимательнее, придирчивее, принципиальнее они относятся к родителям. Следует выделить тот момент, что воспитание детей – это есть не только зов природы, не только родительский, но и гражданский долг.

Наша школа, ГБОУ СОШ с. Надеждино, ведет активное сотрудничество с родителями учащихся – создан родительский комитет, привлекаются общественники с/п Надеждино для участия в спортивной жизни школы, совместных праздниках, а так же во всех значимых делах как образовательного, так и воспитательного характера.

Огромная роль в воспитании у учащихся чувства гражданственности и патриотизма принадлежит школе. Формирование таких качеств происходит как на уроке, так и на внеклассной деятельности. В нашей школе есть определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся. За время моей работы в школе, определился круг мероприятий, в котором учащиеся принимают активное участие: военно–патриотическая игра «Зарница», перекличка постов №1, «День пожилого человека», проведение спортивно-массовых мероприятий; «Веселые старты»; смотр строя и песни; конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Каждый год в день проведения Дня Победы проходит шествие «Бессмертного полка», в котором принимают активное участие учащиеся школы, педагоги и местные жители поселения. Проходит митинг и концерт, посвященный Дню Победы. Но в связи с эпидемиологической обстановкой с 2019 год шествие «Бессмертного полка» и концерт, посвященный Дню Победы, проводится в онлайн формате. В рамках поисково-краеведческого направления в нашей школе создан музей, в котором есть часть экспозиций, посвященная ветеранам – нашим землякам. Учащиеся, посещая школьный музей, наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя Нашей Родины, во имя своего народа. Они были, есть и будут настоящими патриотами, на которых нынешнее поколение должно равняться, брать с них пример честного служения своему Отечеству. В нашей школе традиционным правилом стало проведение в феврале мероприятий посвященных Дню защитников Отечества - ежегодно проводятся спортивные соревнования по волейболу среди учащихся школы и педагогов, настольному теннису, пулевой стрельбе, смотр строя и песни, мероприятия, которые призваны формировать эмоционально-волевые качества гражданина - патриота России, повышать уровень

физической подготовки учащихся, воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия. Ведь задача школы - не только дать детям знания, но и воспитать в них глубокое убеждение, что они, являясь гражданами своей страны, должны уметь защищать Отечество, любить Родину, стать настоящими ее патриотами.

Самое главное, чтобы в сердце каждого учащегося поселилось то самое чувство ответственности и гордости за свое Отечество, которая как единственна, так и уникальна для каждого человека нашей Родины, ведь именно она дала ему судьбу, которая была завещана ему его предками для сохранения культурного наследия.