Конференции
2023-07-07 16:27 Апрель 2023

МНЕМОТЕХНИКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мельникова Наталья Витальевна
воспитатель
МДОУ № 40 "Берёзка"

Перемены, происходящие в мире последние годы, показали несостоятельность «стандартной» личности. На сегодняшний день обществу необходимо поколение людей способных творчески мыслить, умеющие не только анализировать и делать умозаключения, но и находить нестандартные решения. Применение новых технологий и методик позволяет сделать обучение дошкольников развивающим.

Психологи доказали, что развитие речи идет намного активнее, когда задействовано воображение, образное мышление, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Исследования ученых показали, что именно дошкольный период наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, а это является одним из важнейших условием умственного воспитания ребенка.

Поэтому важно научить ребенка выделять главное в повествовании, излагать основные действия и события последовательно.

Работая в этом направлении, мы столкнулись с проблемами речи детей дошкольников:

· Речь односложная, состоит в основном из простых предложений.

· Диалогическая речь бедна.

· Логические обоснования утверждений и выводов отсутствуют.

· Отсутствуют навыки культуры речи.

· Недостаточный словарный запас. Бедность речи.

· Употребление нелитературных слов и выражений.

· Трудности в построении монолога.

· Плохая дикция.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Данная идея и является основой мнемотехники, которую мы считаем эффективным средством при обучении детей дошкольников.

Суть мнемосхем
заключается в следующем: схематично зарисовать каждое слово или небольшое словосочетание заданного текста. Детям младшего и среднего дошкольного возраста подойдут цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ягодка - красная.

Для старшего возраста схемы целесообразно рисовать одним цветом, не отвлекая внимание на яркость символов.

Работа с мнемотаблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Структурой мнемотехники являются: мнемоквадрты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Сначала мы познакомили дошкольников с мнемоквадратами – изображения, которые обозначают одно слово или его характеристики. На этом этапе мы объяснили детям значение символов.

Младшим дошкольникам необходимо предлагать картинки понятные для них, заменяя их схематичными постепенно.

В старшем возрасте, дети уже хорошо мыслят образно, поэтому мы подключали их к работе над символами, предлагая детям «спрятать» какое-либо слово в картинку. Например: Давайте нарисуем слово «могучий». Дети предлагают разные варианты условных изображений, и мы вместе выбираем наиболее подходяий, например, «дуб». На этом этапе работы мы проводили с детьми различные дидактические игры, например, «Скажу по-другому» (подбор синонимов), «Скажи наоборот» (подбор антонимов), «Подскажи словечко».

Затем усложнили занятия, демонстрируя мнемодорожки, которые представляюют собой квадрат из нескольких картинок, по которым дети составляли предложения или небольшой рассказ из нескольких предложений. На следующем этапе мы начали работу с мнемотаблицами. Это самая сложная структура - изображения основных звеньев, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.

Последовательность работы с мнемотаблицами состоит из трёх этапов.

1.Знакомство с таблицей, рассматривание и обсуждение её с детьми.

2. Расшифровка абстрактных символов слов в образы, перекодирование информации.

3. Отработка метода запоминания. Осуществляется пересказ информации детьми с опорой на символы или чтение стихотворения.

В своей работе часто используем мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наличие зрительного плана – схемы делает рассказы детей связными, логично построенными, более четкими.

В работе с мнемотехникой для нас важно не просто дать детям готовые модели и схемы, а научить дошкольников самостоятельно кодировать и декодировать информацию о предмете или окружающем мире с помощью мнемотаблиц, составлять и использовать их в разных ситуациях. Зарисовка слов спосоствует развивитию мышления, воображения, заставляет детей думать и способствует запоминанию слов. У детей получается самостоятельно нарисованная схема, по которой они легко вспомнят все слова любого текста.

Мнемосхемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей: для расширения и активизации словаря ребёнка, при пересказах литературного текста, при обучении составлению рассказов. Особенно мнемотаблицы эффективны при заучивании стихов. Они облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети без затруднений вспоминают картинку и воспроизводят слова. На начальном этапе мы предлагали детям готовый план - схему, а затем они сами создают свою схему. Также мнемотаблицы позволяют детям легко отгадывать и самим составлять загадки.

Мнемотехника успешно помогает усваивать дошкольникам знания об особенностях объектов природы, определять взаимосвязи. Нами были разработаны мнемосхемы для описания признаков времен года, объектов природы (солнце, вода). Так же используем мнемотехнику при проведении экспериментирования. Проводя эксперимент, мы используем готовую схему, как инструкцию, а также обучаем детей самостоятельно составлять схемы, после проведения опыта, для дальнейшего его использования в самостоятельной деятельности.

Возможности мнемотехники позволили нам воспользоваться ею и при формировании математических представлений. Например, мы использовали игры - ассоциации «Нарисуй, на что похожа цифра», «Назови, на что похожа эта фигура» для запоминания цифр и геометрических фигур. Так же мнемосхемы помогают в запоминании детьми свойств геометрических фигур, состава числа.

Используя данную технологию в течение года, мы отметили, что он даёт хорошие результаты: словарный запас обогатился, увеличился активный словарь, расширился круг знаний об окружающем мире; появилось желание пересказывать сказки – не только на занятии, но и в повседневной жизни. Но самое важное, помощью мнемотехники мы смогли разнообразить свои занятия.

Таким образом, анализируя полученные результаты, можно говорить о межпредметном использовании данного метода в работе с дошкольниками. Считаю, что применять мнемотаблицы можно на всех занятиях и в других видах деятельности (экспериментирование, самообслуживание, продуктивная, театрализованная деятельность и др.), ведь мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Список литературы:

1. Козаренко, В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В.А. Козаренко – М.: Самиздат, 2007. – 350 с.

2.Омельченко, Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2008. – №4. – С. 102-112.

3. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детских садов / Е.И. Тихеева. - изд. 4-е.– М.: Просвещение, 1972.

4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — С. 16-21.