Конференции
Март 2023

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО КОРРЕКЦИОННОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Давлетшина Светлана Васильевна
специалист по комплексной реабилитации
ГБУ РРЦ, отделение реабилитации для детей и подростков с ОВЗ в Бирском районе и г. Бирск

Социально-реабилитационная деятельность - сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии. Основная ее задача - обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе.

Специалист по социальной реабилитации, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные возможности, выступает в нескольких ролях: воспитателя, родителя, учителя. Поэтому он должен обладать качествами, которые были бы присущи как заботливым родителям, так и специалистам разных профилей: педагогам, психологам, психотерапевтам и др.

Как заботливый родитель специалист по социальной реабилитации должен быть способным взять на себя роль отца или, матери, уметь создавать для ребенка специфический микроклимат, комфорт взаимоотношений, присущий семейному воспитанию. Он должен находить радость в общении с ребенком, жить его жизнью, радоваться вместе с ним его успехам. Он должен нести ребенку любовь и ласку, так недостающую ему в отсутствие родителей. Его должно волновать будущее ребенка так же, как если бы это был бы его собственный ребенок.

Взаимодействие специалиста по социальной реабилитации с ребенком происходит посредством общения в различных видах совместной деятельности и отношений. Чаще всего это происходит в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Его общение с ребенком в процессе всех форм взаимодействия и отношений должно быть эмоционально комфортным и лично развивающим. Важно создать такую обстановку теплоты и доверительности, когда ребенок естественно включается в различные отношения со специалистом по социальной реабилитации.

Взаимоотношения специалиста по социальной реабилитации с детьми, имеющими ограничения жизнедеятельности, должны основываться на соблюдении определенных моральных норм. В числе таких норм можно назвать:

- не следует вспоминать о дефекте и произносить его в присутствии ребенка. При любых обстоятельствах нужно уважать чувство собственного достоинства каждого своего воспитанника и формировать это чувство;

- основным регулятором нравственных отношений является справедливая оценка поступков и действий ребенка. Необходимо быть требовательным по отношению к ребенку, но требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением личности ребенка;

- к ребенку следует предъявлять посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности ребенка во взаимоотношениях с людьми;

- нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жестокости. Необходимо учить детей чувствовать чужое горе, сопереживать, откликаться на него, несмотря на трудности, которые могут быть у ребенка с ограниченными возможностями;

- ребенок с ограниченными возможностями нуждается в помощи взрослого, особенно когда ему трудно. Оказать ее - одна из моральных норм, регулирующих отношения между взрослым и ребенком;

- следует оберегать воспитанников от вербальной агрессии здоровых сверстников, научить их делать это самостоятельно, используя специальные приемы;

- нельзя делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию по отношению к ним;

- необходимо поощрять инициативу детей, не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и подрывать веру у других, в каждом ребенке находить положительные черты и в своей работе опираться на них;

- в общений с детьми следует находить нужный тон, всю социально-реабилитационную деятельность строить только с учетом индивидуального подхода, развивать у детей способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле;

- нравственные позиции взрослого должны быть ясными и совершенно очевидными для воспитанников и подкрепляться его трудовой деятельностью и образом жизни.

Нравственные отношения необходимы не только во взаимодействии с детьми, но и с коллективом специалистов, участвующих в реабилитационном процессе.